Зачем нужно носить ребенка на руках

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Стоит ли отучать младенца от рук?

Не только в нашем обществе, но и в других странах распространено мнение, что излишняя нежность и внимание к детям со стороны мам делают их более капризными с годами. Но существует и альтернативная точка зрения, что малыши, больше времени проведшие в материнских объятиях, более спокойные, меньше болеют по пустякам.

Правдивы оба утверждения, и отучать ребенка от рук рано или поздно родителям приходится. Но вызвано это не народными стереотипами, а необходимостью – малыш подрастает, и привычка все время проводить на весу становятся затруднительными для его мамы.

Отучать от рук необходимо, но с какого именно возраста можно это делать? Тут ответ однозначный – не ранее полугода, то есть примерно в то время, когда малыш начал уверенно садиться без посторонней помощи. До тех пор тактильный контакт с родителями, особенно с мамой, – незаменимое проявление любви к юному человечку.

Зачем брать на руки?

Каким бы абсурдным ни казался этот вопрос, в обществе есть мнение, что брать ребенка на руки стоит как можно реже. Распространенные страхи о “приучении к рукам” заставляют некоторых мам сводить ношение ребенка на руках к минимуму. Если же вы не сторонник кроваток и манежей, носить ребенка на руках придется достаточно часто. Для малыша это очень полезно по некоторым причинам:

  • Для ребенка просто необходим телесный контакт с мамой, это подтверждение ее любви и укрепление привязанности между мамой и малышом;
  • На руках у взрослого кроха активно познает мир, видит пространство с нового ракурса, имеет возможность знакомиться с людьми, предметами и явлениями;
  • Правильное ношение ребенка на руках способствует его гармоничному физическому развитию.

Берем малыша на ручки

Зачем брать на руки?

Если ребенок лежит на горизонтальной поверхности, взять его на руки – особый ритуал. Ничего сложного в этом нет, но есть кое-какие правила, которые нужно соблюдать, чтобы не испугать кроху и не причинить ему вреда.

Поднимать малыша нужно двумя руками. Ладонью одной руки придерживаем затылок, а ладонью второй руки – попу. Все движения должны быть плавными и осторожными.

Кладем ребенка на горизонтальную поверхность

Положить кроху обратно в кроватку тоже нужно уметь правильно. Опускаем малыша так же, как и поднимали, поддерживая за головку и попку. Очень важно опускать не только руки, но и всем корпусом наклоняться вперед. В таком положении легче координировать движения рук, поэтому ребенок «застрахован» он падения на кроватку или просто неосторожного приземления.

После того, как малыш коснулся поверхности, нужно отсчитать несколько секунд, и лишь потом убирать руки. Это делается для того, чтобы ребенок успел приспособиться к новому положению тела, новой опоре, и не испугался.

Держим кроху на руках

Зачем брать на руки?

Популярные положения ребенка на руках

На руках у взрослого новорожденный ребенок может находиться в разных положениях. Использовать разные позы полезно и родителям, и самому карапузу. Родителям – для профилактики перенапряжения мышц, поскольку каждый способ поддержки ребенка задействует разные мышцы. Малышу – также из соображений тренировки разных мышц, и для разнообразия ракурсов обзора окружающего пространства.

КолыбелькаКолыбелька

Классический способ держать ребенка горизонтально. Малыш находится на руках у взрослого как в колыбели. Головка крохи при этом располагается на локтевом сгибе взрослого, другой рукой родитель обхватывает тельце и придерживает ножки, попу и спинку. Сам ребенок при таком способе ношения как бы развернут к взрослому, животом к животу.

Читайте также:  Как выбрать правильный размер обуви ребенку

Если ребенок часто находится в такой позе у мамы или папы, взрослым нужно обязательно чередовать руки, укладывая малыша головой то на левую, то на правую сторону. Это необходимо для самого ребенка как профилактика искривления позвоночника и кривошеи.

Зачем брать на руки?

СтолбикСтолбиком

Столбиком обычно носят малышей после кормления. В такой позе ребенку легче отрыгнуть излишний воздух, скапливающийся в желудке во время кормления. В такой позе очень важно обеспечить поддержку на протяжении всего позвоночника и придерживать головку. Ребенка держат лицом к себе, его подбородок лежит на плече у взрослого, руки взрослого придерживают малыша в области шеи и поясницы.

Вообще вертикальная нагрузка на позвоночник не полезна для новорожденного ребенка, поэтому носить ребенка столбиком лучше дозировано, по 5-10 минут после кормления.

Держать ребенка столбиком можно так же и лицом от себя. Головка ребенка ложится на плечо, а ножки и грудку придерживаем руками.

На животике

Зачем брать на руки?

Лицом вниз на животике

Многие малыши очень любят “летать” на руках у мамы или папы лицом вниз. Такое положение так же способствует улучшению отхождения газов и является профилактикой младенческих колик. Родители боятся укладывать ребенка на животик в его кроватку, поскольку вокруг этой позы постоянно витают разные “страшилки”, поэтому носить ребенка на руках лицом вниз намного спокойнее.

Чтобы держать малыша на руках животиком вниз, ладонь одной руки располагаем на грудке ребенка, подбородок ребенка при этом оказывается на локтевом сгибе. Другую руку пропускаем между ножками, ладонью придерживая кроху за животик.

Для ребенка эта поза полезна в качестве тренировки мышц шеи и спины, малыши начинают быстрее держать головку.

Сидим как БуддаПримерно так (поза будды)

Зачем брать на руки?

Ребенок в этой позе напоминает сидящего Будду, хотя кроме внешнего сходства эта поза не имеет ничего общего с собственно сидением. Спинкой и головкой ребенок упирается в грудь держащего его взрослого. Взрослый одной рукой придерживает кроху за грудку, а другой рукой держит ножки со сложенными вместе ступнями. Малыш как будто сидит в позе Лотоса.

Несмотря на видимую “скрюченность”, такое положение вполне физиологично для ребенка. Достаточно вспомнить, в какой позе ребенок находится у мамы в животе. Разведение бедер под таким углом так же полезно для крохи: это хорошая профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Причины формирования сильной привязанности

Если ребенка берут на руки по первому требованию — он привыкает к этому

Встречаются ситуации, когда ребенок не может жить без маминых ручек, его поведение становится навязчивым и капризным, малыш постоянно требует, чтоб его взяли на руки, когда начинает ходить, все равно проситься, чтоб его понесли на руках. Подобное поведение является неправильным. Давайте рассмотрим, что именно может провоцировать излишнюю привязанность:

Причины формирования сильной привязанности
  • постоянное ношение на руках в период бодрствования крохи вызывает патологическую привычку;
  • карапуза, которого мучают кишечные колики (а они могут тревожить до четырех месяцев), носят на руках и прикладывают к маминому животу – малыш может привыкнуть, что в таком положении испытывает облегчение, избавляется от дискомфорта;
  • реагирование на ребенка по каждому его требованию – малыш привыкает, что родители удовлетворяют все его потребности, облегчая жизнь;
  • если ребенок часто болеет, мама носит на руках – он привыкает к этому.

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.

Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого. 

Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это

Как влияет любовь мамы

Многие молодые мамы, родив первенца, испытывают к нему сильную привязанность. Женщина наслаждается близостью, держа малыша на руках, вдыхая его запах. На прогулке постоянно разговаривает с ним, показывает животных, деревья, небо, машины. И это правильно, так ребенок лучше развивается, у него нет недостатка в тактильных ощущениях, он испытывает чувство защищенности и собственной значимости, вырастает уверенным в себе человеком.

Читайте также:  Как выглядит новорожденный ребенок | Первые дни после рождения

Но такое отношение иногда формирует зависимость от рук. Ведь малышу все интересно, но сам он не может сесть или встать, а вертикальное положение дает возможность наблюдать за происходящим. Эта привычка обычно проходит к 6 месяцам, когда ребенок становится более самостоятельным, может сидеть и передвигаться на четвереньках.

Когда кроха хочет, чтоб его все время носили на руках, главное — не идти у него на поводу. Должно быть разумное соотношение самостоятельности и развлечений.

  • Пусть часть времени он проводит в кроватке, гулит, рассматривает свои ручки, подвески, игрушки. А для любящей мамы эта картина не менее увлекательна.
  • Половину бодрствования можно посвятить общению и рассматриванию окружающих предметов.

Время, когда ребенок предоставлен сам себе, имеет огромное значение для развития двигательной активности малыша. Ведь он должен научиться переворачиваться на животик, пытаться ползать, потом вставать. А на руках мамы этому научиться невозможно.

Польза

В ношении грудничка на руках имеется ряд преимуществ:

  1. Первые три месяца жизни кроха плохо держит температуру тела, поэтому мамы по совету бабушек предпочитают укутывать малыша. Однако намного полезней и проще согреть грудничка теплом собственного тела, помогая карапузу постигать это искусство самостоятельно.
  2. Пока мама занимается своими делами, держа младенца на руках, он выполняет несложные упражнения для укрепления тела. Мама подняла игрушку с пола, присела, положила ребенка для смены подгузника и снова взяла его на руки. В это время «включается» мышечный корсет грудничка, что приводит к положительным результатам. «Ручной» ребенок быстрей учится держать голову, умело группируется, а в будущем будет отлично владеть телом. А ведь физическое развитие напрямую влияет на умственное.
  3. На руках у малыша имеется быстрый доступ к груди, поэтому вес он набирает хорошо. К тому же положение «живот к животу», в котором чаще всего носится ребенок, является отличной профилактикой кишечных колик.
  4. Если кроха большую часть времени лежит в манеже, его мышцы находятся в расслабленном состоянии. На руках у мамы ему приходится поневоле напрягать мышцы, к тому же это отличная тренировка для вестибулярного аппарата. В будущем родители не столкнутся с такой проблемой, как укачивание в транспорте.
  5. Резкая разлука с мамой (хотя бы на короткие промежутки времени) отрицательно влияет на психику ребенка. Он появился на свет, который пока пугает его, и лишен привычного комфорта. На руках у мамы младенец слышит стук ее сердца и успокаивается.

Подросший ребенок искренне привязан к своей семье, если в первый год жизни они часто брали его на руки и носили. У них более доверительные и добрые отношения. Однако при ношении необходимо соблюдать советы специалистов.

Читайте также:  Не спит новорожденный ребенок что делать причины

Правила ношения грудничка

Молодые мамы опасаются брать на руки грудничка, боясь причинить ему вред или боль. Из-за этого беспричинного страха они предпочитают надолго оставлять кроху в кроватке, а подходят лишь для того, чтобы переодеть или накормить младенца. Достаточно немного практики – и боязнь отступит:

  1. Двумя руками поднять новорожденного, взяв его за подмышки.
  2. При этом нужно поддерживать головку малыша пальцами обеих рук. Важный момент: ребенок пока не в состоянии держать голову самостоятельно, поэтому ее следует фиксировать.
  3. При ношении спинку новорожденного располагать на предплечье, а голову на локтевом сгибе. Попу поддерживать ладонью. Вторая рука «окружает» первую для подстраховки.
  4. Носить можно на обеих руках поочередно – все зависит от комфорта мамы. Однако педиатры советуют регулярно менять руку, чтобы не развилась кривошея.

Такое положение удобно, если мама перемещается по дому с грудничком. Когда малыш покушал, его нужно несколько минут подержать «столбиком», чтобы он срыгнул:

  1. Младенца повернуть к себе животиком, осторожно прижать.
  2. Голову новорожденного расположить на своем плече, одновременно с этим поддерживая предплечьем его спинку.
  3. Давить на малыша не нужно, но голову желательно надежно подстраховать, иначе она может случайно откинуться назад.
  4. Сажать ребенка к себе на руку нельзя – только аккуратно прижимать. Поскольку тазобедренные суставы младенца еще не окрепли, до полугода сидение строго противопоказано.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Как класть новорожденного ребенка

Укладывать младенца в кроватку или коляску следует таким же способом, что и брать на руки, только в обратном порядке. Со спящим ребенком на руках необходимо полностью наклониться к горизонтальной поверхности, уложить кроху, выждать несколько секунд, чтобы он адаптировался и привык к «новому» месту, и затем аккуратно извлечь из-под его тела свои руки и сразу же прикрыть чем-нибудь, чтобы сохранить тепло от Вашего тела.

Если ребенок бодрствует, то разворотом его тела расположите его боком, придерживайте противоположные ручку и ножку, зафиксировав их своими ладонями, уложите ребенка, снова разверните на спинку (если он лежит на спине) и поднимитесь, не теряя с ним зрительного и/или речевого контакта.

Всего по истечении нескольких дней неумелая и пугливая мамочка так ловко берет и кладет своего новорожденного ребенка, будто всю жизнь она занималась исключительно этим. Вскоре Вы с улыбкой будете вспоминать, как страшно было поначалу. И непременно будете радоваться любой возможности взять свою кровиночку поближе к себе. Наслаждайтесь этой близостью — дети растут несправедливо быстро.