Зачем и как развивать мелкую моторику рук у детей?

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Чистить вареное яичко

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Что такое мелкая моторика рук, ее роль в развитии речи ребенка

Мелкой моторикой рук называют совокупные скоординированные действия, которые позволяют совершать точные и мелкие движения. В них участвуют пальцы и кисти. В совершении движений задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы организма, действие которых должно быть скоординированным.

Если рассматривать анатомию головного мозга, то двигательная проекция его коры примерно на треть является проекцией кисти руки. Она располагается рядом с речевой зоной, поэтому наблюдается тесная связь мелкой моторики и развития речи ребенка. Это подтверждено многочисленными исследованиями в данной области.

Что такое мелкая моторика рук, ее роль в развитии речи ребенка

Звукопроизношение обеспечивается многими факторами, в том числе моторным планированием, то есть умением выстраивать действия логично. При развитии моторики совершенствуется и моторное планирование. При этом тонизируется кора головного мозга, развиваются ее речевые центры, улучшается артикуляционная моторика, развивается ритм и координация движений.

Мелкая моторика: что это такое

Мелкой моторикой называют способность к воспроизведению точных движений кистей и пальцев для осуществления как простых, так и более сложных задач, необходимых в обычной жизни. Мелкая моторика заключается не только в простых движениях и жестах, но также включает в себя такие способности, как письмо и рисование, учиться которым необходимо достаточно длительное время.

Процесс развития мелкой моторики начинается сразу же после рождения. Изначально малыш долго всматривается в свои руки, со временем пытается понять, для чего они нужны, и постепенно порывается ими управлять.

Пытаться схватить предметы и удерживать их малыш начинает ладонью, со временем осваивая пальчики. Выделяют связь мелкой моторики с нервной системой младенца, развитие навыков связывают со зрением, памятью, вниманием и восприятием.

Знаете ли вы? Учеными был доказан факт зависимости развития мелкой моторики и речи. Этому есть вполне простое объяснение. Центры, отвечающие за речь и моторику, располагаются в мозгу малыша совсем рядом, поэтому, когда постоянно стимулируется моторный центр, в активность приходит и речевой.

Поэтому польза развития моторики заключается в быстром освоении речи. Если развивать моторику с раннего детства, это в дальнейшем повлияет на ловкость, аккуратность почерка и скорость реакции. Советуем почитать о том, полезны ли для ребенка развивающие коврики, бизиборд, а также как влияют на ребенка методика развития Глена Домана и Монтессори.

То, насколько были приложены усилия для развития мелкой моторики в детстве, позволит сформировать общее мнение о том, насколько ребенок готов к школе, насколько развито его логическое мышление, как он запоминает информацию, может ли концентрироваться, правильно и четко говорить.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

Читайте также:  Как хранить грудное молоко после сцеживания

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Количество комментариев: 27Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯ* * *«ШАЛУН»Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому — не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)«БЕЛОЧКА»Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)«ДЕТКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)«ПО ГРИБЫ»Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)«ПАЛЬЧИКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)«ПАСТУШОК»Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.(хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток (можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить.(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)* * *«ОЧКИ»(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)Бабушка очки надела И внучонка разглядела.«СТУЛ»(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.«СТОЛ»(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка.«ЛОДКА»(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)У козы торчат рога, Может забодать она.«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.* * *Развитие мелкой моторики у детей 3-5 летРазвитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 годаЗа советом к логопеду (все статьи)Комментарии к статьеРазвитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет, 16:13natasha, 15:35, 13:38, 10:18Ольга, 05:41Наталья, 21:38, 20:27Елена, 11:12Оксана Сергеевна, 22:56Ирина, 19:15Оксана сергеевна, 11:04Влада, 16:48Swetlana, 13:53, 21:20Анжелика, 16:02Наташа, 10:18анастасия, 19:30Нина Давыдова, 14:34Людмила, 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:08Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 00:09, 09:31светлана, 19:56Ирина, 17:10, 16:57Евгения, 10:34Евгений

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

Занятия с ребенком по развитию мелкой моторики: приемы и пособия

Проводя занятия с ребенком по развитию мелкой моторики дома, можно использовать некоторые приемы, которые практикуют педагоги в детских дошкольных учреждениях. Ниже перечислены основные из них.

  • Рисование — самый лучший прием в развитии мелкой моторики, о нем мы детально говорили выше, сейчас же рассмотрим другие простые приемы, которые реально воплотить в домашних условиях.
  • Пальчики в бассейн — самый простой прием в развитии мелкой моторики. Возьмите небольшую коробку и насыпьте в нее горох вперемешку с фасолью или чечевицей. Предложите ребенку помочь вам рассортировать бобы по двум горкам. Со временем можно усложнить задание: насыпать в коробку гречневую, рисовую, овсяную крупу или пшено и перебрать все по разным мискам. Это упражнение позволяет развивать хватательный навык, тактильное восприятие кончиками пальцев, активизирует мыслительные процессы, учит различать пред’ меты по форме, размерам и даже по текстуре.
  • Массажные перчатки — логопеды называют такое пособие для развития мелкой моторики у детей «щетка Ежик». Обычно подобные перчатки делаются из щеток для расчесывания волос. Необходимо, чтобы площадь щетки была равна размеру ладошки ребенка. Щетка крепится к перчатке либо зубцами внутрь — к ладони, либо наоборот. Есть целый комплекс упражнений с этими перчатками, направленный на расслабление пальцев после длительной работы с карандашом или ручкой: потирание ладошек, массаж пальчиков щеткой, массаж руки соседа, хлопки в ладоши в перчатках и т.д. Такое массажное устройство позволяет активизировать работу кончиков пальцев, наладить хватательный рефлекс и снять накопившуюся усталость с руки ребенка.
  • Гимнастика для пальцев — любые физические пятиминутки между периодами работы с карандашом или ручкой. Все гимнастические упражнения направлены на расслабляющий эффект и выполняются в игровой форме.
  • Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. Современные дети поздно учатся завязывать шнурки на ботинках. Многие мамы на замечание воспитателя детском саду разводят руками: «У него вся обувь на липучках». Липучки — это прекрасно, но они пальцам мало помогут. Сделать простой тренажер на шнуровку сможет любая мама. Достаточно в плотном картоне проделать симметричные отверстия. Здорово, если картонка будет по форме напоминать ботинок. Продеваете шнурок — и вместе с ребенком осваиваете шнуровку и завязывание бантов на шнурках.

Такие упражнения активизируют мыслительные процессы, развивают социальные навыки и дают тренировку кончикам пальцев, что благотворно скажется на «становлении» руки при письме.

Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей

1. Игры с мелкими предметами

Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.

Читайте также:  Что рисовать пальчиковыми красками с ребенком 2 года

Среди игр:

  • Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.
  • Складывание в бутылку с узким горлышком (можно делать это не пальцами, а пинцетом, но неострым) или перекладывание в формочки.
  • Рисунки из зернышек.

2. Пальчиковые игры

Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет. Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы.

Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:

3. Лепка

Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.

4. Мозаика

Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.

5. Счеты

Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.

6. Рисование

Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.

Также детям будут полезны:

  • разматывание, сматывание ниток;
  • игры со скрепками;
  • накручивание гаек на болтики;
  • закручивание крышек;
  • изготовление поделок;
  • завязывание шнурков;
  • переливание воды в разные емкости;
  • самостоятельная очистка фруктов;
  • собирание пазлов;

Когда начинать развитие у детей?

Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия в игру и делать упражнения регулярно.

На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  • Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  • Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  • Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  • Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу. Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. Развитие ребенка после 1 года предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца — ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.