Вы уже ознакомились с нашими товарами?

Итак, для того, чтобы штурм интересующей нас буквы Р прошел успешно, мы проводим длительную осаду и короткую подготовку к штурму.

Как «разговорить» малыша

Мой визит к логопеду начался с вопроса: «Когда нужно учить говорить и как это сделать?». Ответ меня потряс: «С самого рождения, глядя в глаза». Действительно, мамочка постоянно склоняется к личику своего малыша и ласково проговаривает ему всякие нежности. Это первый, интуитивный шаг к будущему речевому развитию. На данном этапе важно, чтобы ребенок все время слышал звук маминого голоса и видел артикуляцию рта.

В год дети уже хорошо понимают большинство слов, обращенных к ним. Они пытаются воспроизводить звуки, выговаривать слова. Чтобы процесс шел проще и веселее, нужно постоянно разговаривать с ребенком, проговаривать каждое действие.  Но это не должен быть сплошной поток слов, который сольется в сознании малыша в бессмысленную абракадабру. Нужно четко и коротко комментировать все движения: Например: «Я беру ложку, это ложка» (показать). «Я кладу кашу. Это каша». Делая упор на конкретные слова, мы «укладываем» их в детскую память.

Как «разговорить» малыша

Еще один секрет, как помочь ребенку начать рано разговаривать – это развивать мелкую моторику. Вы знали о том, что умения ловко управлять своими пальчиками и говорить взаимосвязаны? Лично я нет. Тем не менее, научно доказано, что нанизывание бусинок на нитку, собирание лего, игра в «Ладушки», лепка и прочие малышовые развлечения – это отличная стимуляция разговорных навыков. Так что не ругайте своих чад за то, что они обожают перебирать крупы и макароны или раскладывать пуговицы. Они заняты очень важным делом – они учатся говорить.

Если вы правильно организуете процесс обучения, то в 2 года ваш ребенок может говорить гораздо лучше сверстников, мамы которых оказались не столь заинтересованы в речевом развитии ребенка. Но мы-то не из таких, правда?

Ребенок не говорит букву Р: когда стоит бить тревогу?

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Навестить логопеда стоит в том случае, если произношение ребенка старше 4 лет продолжает серьезно хромать. Вероятно, здесь имеет место речевое расстройство, в основе которого лежит недостаточное развитие дыхания или артикуляционного аппарата. У подрастающего поколения существует не так уж много вариантов непроизвольного искажения звука «р». Рассмотрим самые популярные детские «издевательства» над этой буквой:

  • Ребенок не говорит букву Р совсем, она просто выпадает из слова. Чаще всего такое наблюдается в словах, где звук «р» находится между гласными: «га_аж» (гараж), «са_ай» (сарай) и т. д.;
  • Вместо «р» у малыша получается звук «л», «ы» или «й»: «лука» (рука), «койова» (корова), «ыба» (рыба);
  • Звук «р» звучит узнаваемо, но несвойственно для русского языка (особенно часто этим страдают дети-билингвы). Ребенок произносит букву Р не твердо, как это принято в нашей речи, а грассируя (что характерно для французского языка) или с излишней вибрацией (как говорят англичане).

Если в силу каких-либо причин визит к специалисту откладывается на неопределенный срок или невозможен ввиду отсутствия хорошего логопеда в радиусе сотни километров (в небольших городах бывает и такое), это вовсе не значит, что нужно бездеятельно ждать, пока проблема решится сама собой. Конечно, лучше проконсультироваться с врачом, который определит, почему у малыша возникают трудности с произношением, и посоветует, как правильно научить ребенка говорить букву Р; но вы можете начать заранее осваивать с крохой гимнастику, направленную на развитие мышц его язычка.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Читайте также:  Развитие ребенка (мальчика или девочки) по месяцам до года

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Почему дети не выговаривают букву р?

Порой нас даже забавляет то, как ребенок коверкает слова на свой лад, пытаясь их выговаривать. Проблема с произношением отдельных звуков не тревожит нас должным образом зачастую до тех пор, пока ребенок не пойдет в первый класс. А там могут начаться насмешки со стороны сверстников и незаслуженные слезы вашего ребенка. Вот тогда мы начинаем бегать и принимать меры.

Бесспорно, достаточно редки случаи, когда дети, заговорив, начинают выговаривать все слова и буквы правильно. Но картавость может сохраниться на всю жизнь, если не начать ею заниматься своевременно. Обычно самая проблемная буква, вызывающая затруднения у ребенка в произношении – это р. Причем способы воспроизведения этого звука отличаются:

  • наиболее распространенный вариант — звук л вместо р;
  • иногда дети могут просто пропускать, глотать произношение этого звука, чаще всего проглатываются окончания слов;
  • звук р поизносится с французским акцентом при помощи гортани.

Прежде всего, нужно понимать, почему так происходит. К основным причинам, которые влияют на дикцию ребенка, относятся физиологические:

  • недостаточное развитие ротовых и околоротовых артикуляционных мышц, а также мышц языка;
  • затруднение в свободном движении языка из-за слишком короткой подъязычной связки;
  • неправильное развитие формы кончика языка;
  • искривление зубов или неправильный прикус.

Для исправления этих патологий могут потребоваться хирургические или другие специальные средства.

Другая группа причин носит социально-психологический характер:

  • Отсутствие полноценной речевой среды, когда родители, подражая малышу, разговаривают с ним, сюсюкая, искажая речь, тем самым лишая ребенка мотивации исправлять свое произношение. Сюда же можно отнести и неразборчивую быструю речь. Ребенку сложно разобрать и повторить произносимые слова.
  • Попустительство в воспитании, когда родители ошибочно считают, что ребенок перерастет эту проблему, как говорят в таких случаях — выговорится.
  • Еще одна распространенная ошибка — убежденность родителей в наследственности дефектов речи, в связи с чем даже не предпринимаются попытки их исправления.
  • Технический прогресс обедняет речевой опыт ребенка, поскольку очень часто молодые родители предпочитают увлечь малыша телевизором, нежели почитать или рассказать ему сказку.

В любом случае для начала нужно проконсультироваться с логопедом.

  • Как правильно научить ребенка читать?
  • Как научить ребенка говорить?
  • Подрезание уздечки языка

Как научить ребенка говорить рано

Чтобы не возникал вопрос «как научить ребенка говорить в два года», нужно стараться не упустить время и не надеяться, что все произойдет само собой. Ускорить речевое развитие помогут:

  • Разговоры с малышом, начиная с первого дня рождения. Это пополняет его пассивный словарный запас.
  • Использование техники смены интонации. Повышение или понижение голоса, яркая эмоциональная речь позволят ребенку раньше научиться понимать родителей.
  • Построение коротких фраз. Излишняя болтливость может сбить малыша с толку, заставит напрягаться и нервничать.
  • Четкая артикуляция. Это поможет ребенку не только слышать звуки, но и понимать, как они правильно произносятся.
  • Ежедневный массаж ладошек и пальцев. В коре головного мозга речевой центр и зона, отвечающая за мелкую моторику, тесно связаны. Поглаживая и растирая ручки, вы одновременно стимулируете развитие речи.

Помните, чем разнообразнее будет общение, тем быстрее ребенок наберет необходимый пассивный запас. По мнению психологов, от его объема в большей степени зависит срок, когда дети начинают говорить, и чистота речи. Бывают случаи, когда маленькие говоруны уже в годик быстро болтают на «детском» языке, который очень сложно понять. Поэтому стоит уделять особое внимание правильному и четкому произношению звуков и слов.

На штурм!

Можно применить упражнение «ТРРРРРРРактор», если ребенок любит трактор. Редкий ребёнок не любит!

И вот тут уже становится ясно, что ребенок, в принципе, в состоянии извлечь эту букву! Поэтому дальше терпеливо (т.е. от случая к случаю) выполняем все упражнения вперемешку: «Дразнилка», «Валера» и «Штурм с приступом», и по-сте-пен-но (!) пытаемся замещать временную Л или Д или Ы (или что там у вас) на еще не совершенную, но уже почти совсем правильную Р!

Я таким образом уже научила двоих людей говорить букву Р. Самоуверенно звучит, да? Но ведь это правда: эти двое людей — мои старшие дети, Данька (8 лет) и Александра (6 лет).

А пока что мы с Семёном на потеху окружающим: хотим кушать «пидажок», смотрим, как ползёт «мудавей», играем в «самудаев», строим «пидамиду», а, забравшись на вершину горы, гордо назваем себя «кодоль мида» и полагаем, что «Наша Даша» — это передача про девочку из группы. 🙂

Важный update

Продолжение (в двух частях) истории о том, как мы боролись с произношением:

  1. «Дама сдавала в багаж… (часть 1)»
  2. и окончательный результат год спустя «Дама сдавала в багаж… Часть 2-я» !

Страница 1 из 11

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Когда начинать волноваться?

– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?

Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.

Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.

Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах. Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.

Таким образом, посмотрите, какое количество занятий! Плюс ко всему, воспитатель в логопедических садах обязан был включать речевую работу в режимные моменты: задавать конкретные вопросы, просить ребенка еще и еще раз повторить речевые конструкции. Такая подготовка качественно отличала этих детей от других, обычных: дети в логопедических группах, особенно с ФФН, были прекрасно подготовлены к школе. И там абсолютно нечего было бояться, то есть не просто не бояться, а следовало однозначно вести туда ребенка.

Читайте также:  Искусственное вскармливание – правила и советы

На сегодняшний момент ситуация несколько поменялась. Если раньше в логопедических садах было три группы: группа для детей с общим недоразвитием речи; группа для детей с нарушением звукопроизношения; группа для заикающихся детей, – то сейчас количество этих групп сокращается. Например, нарушения звукопроизношения выведены за рамки логопедических садов, а остаются дети с достаточно сложными нарушениями: либо это неговорящие дети, либо это дети с какими-то сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Поэтому я не знаю, стоит ли обычному ребенку туда идти, и, вероятнее всего, его даже туда и не возьмут.

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители. Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками.

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Причины дефектов речи у детей

Большинство звуков, в том числе «л», должно сформироваться у ребенка к 4-4,5 годам. И если этого не произошло, то следует задуматься о причинах. Например, он может не выговаривать все звуки из-за того, что в семье кто-то имеет дефект речи, и малыш просто его копирует. Часто такое происходит и в двуязычных семьях, когда детям сложно разобраться — где, что и как надо произносить. Причиной может служить и нарушение развития речевого слуха (неправильно слышит звуки), а также патологии речевого дыхания и снижение слуха. Немаловажное значение имеет строение артикулярного аппарата (языка, губ, зубов): например, укороченная уздечка мешает произносить звук «л» правильно, потому что язык просто не достает до верхних зубов.

Анатомические особенности может определить только специалист, поэтому не пытайтесь делать самостоятельные выводы. И не пугайтесь, если врач увидит укороченную уздечку — сегодня в большинстве случаев ее предпочитают растягивать с помощью специальных упражнений, а не надрезать.

Причины дефектов речи у детей

Варианты неправильного произношения звука «л»

  • Звук «л» отсутствует — ребенок эту букву просто пропускает (лопата — опата);
  • Замена «л» на «у» (лошадь — уошадь);
  • Замена «л» на «й» (ложка — йошка, молоко — мойоко);
  • Иногда ребенок правильно произносит твердую «л» и коверкает мягкую, и наоборот.