Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Кризисы бывают не только у взрослых. Врачи утверждают, что маленькие дети тоже испытывают эмоциональные качели, родители либо сумеют с достоинством пережить эти периоды, либо сорвутся.

Признаки лактационного кризиса

Чтобы определить лактационный кризис, любящей маме необходимо обращать внимание на поведение своего крохи, а именно отслеживать такие признаки:

  1. Малыш вредничает и отказывается брать грудь. Делает он это по-разному: отказывается сосать, недоедает обычную порцию грудного молока, хватает за соски, но высасывать содержимое не собирается.
  2. Ребенок откровенно голодает, впервые пытаясь настоять на своем, плачет до изнурительной истерики. Порой кажется, что разорвать порочный круг голода и криков невозможно, настолько кроха настойчив.

Конечно, можно постараться переломать причуды младенца, вот только голодать ему крайне нежелательно – всего пару дней или неделя, и новорожденный потеряет в весе. Голодающий ребенок не отличается хорошим здоровьем, что вы посеете в первый год жизни дочери или сына, то и пожнете.

Зная об особенностях лактационного периода, мамы ждут его как огня. Но бывает так, что приходит он раньше или позже – волноваться не нужно, ведь каждый маленький человечек развивается по-своему, подогнать под стандарты индивидуальность сложно.

Лучше, конечно, чтобы этот тревожный и беспокойный период не наступал вовсе – такое, кстати, хоть и редко, но случается.

Психологи советуют счастливым родителям радоваться – это значит малыш находится с мамой в полной гармонии, ему живется счастливо и спокойно.

Как бороться?

  • Главное ― осознать важность кризиса: это не болезнь, а момент формирования своей воли, своей точки зрения, своего характера. Как важно в этот момент не упустить ситуацию, не стать «врагом», который наказывает, не подавить личность, которая вырисовывается у вас на глазах.
  • Негативизм не так страшен, как кажется: чтобы личность обрела свои черты, ей нужно отказаться от всего чужого, навязанного. Поэтому ребенок временно отказывается от родительский установок, просьб, убеждений.
  • Упрямство малыша рассматривайте как становление его характера и попытку иметь свое мнение. Сказал «не хочу есть» и не ем. Молодец, держишь слово! Поешь позже, но тогда не обижайся, если я не дам тебе перекус. Следующий прием пищи только на ужин. Не унижайте его фразами типа «а я говорила, что будешь потом плакать и просить». Будьте мудрее, когда это возможно.
  • Строптивый малыш, вечно недовольный мамой, отказывается играть, бросает игрушки, истерит? Успокойтесь и дайте ему делать то, что он хочет. Пусть погрызет карандаш, а вы в это время выйдите из комнаты. Очень быстро ему наскучит стоять на своем, и он придет за вами, согласившись на предложенные правила игры. Не укоряйте малыша и спокойно займитесь с ним тем, чем планировали. Поменьше реакции и побольше спокойствия и уверенности в себе.
  • Своевольничать малыш может только в рамках разумного: неограниченная свобода действий для малыша может быть только во вред. Здесь действует правило «делай все, что хочешь, но в дозволенных мною рамках». Давайте ему самому делать то, что он может и хочет. С чем-то ненавязчиво помогайте, постепенно расширяя круг его самостоятельных дел. Это дает уверенность в себе, укрепляет его личность.
  • А как же вести себя, если ребенок выражает агрессию: бьет маму, кусает папу, обзывается. Надо дать ему понять, что вы сердитесь, что вы ― недовольны. Но не превращается в ребенка и не начинайте ругаться с ним его методами. Донесите мимикой, жестами, словами, что вы обижены, что вам неприятно и грустно от его поведения.
  • Не становитесь страусом, который прячет голову в песок: дам все, что требует, лишь бы отстал и не позорил. Подчинившись ребенку несколько раз, вы рискуете сделать его деспотом, который добровольно не откажется от своей власти над взрослым. Важно отличать, где настоящая просьба, а где ― проявление деспотизма. И объяснять малышу, что его желание, к примеру, кататься целый день у мамы на шее не может быть реализовано. Потому что больно, некогда, нецелесообразно. А значит никакой вины мамы нет в том, что она отказывает в этом ребенку. А вот просьба взять с собой на улицу ту или иную игрушку может быть и удовлетворена. Уступить в мелочах проще, чем во все отказывать ребенку «на всякий случай», чтобы не вырос слишком требовательным.
Как бороться?

Признаки

Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:

  1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
  2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
  3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
  4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
  5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.

Как родителям вести себя в кризисный период?

Советы, которые помогут наладить общение с ребенком и постепенно преодолеть проявления кризиса Сохраняйте спокойствие.Соблюдайте режим дня.Пресекайте попытки манипулировать вами.Отделяйте ребенка от его поведенияНаучите слову «нельзя».Установите четкие правила.Выполняйте свои обещанияЗанимайте ребенка.Предлагайте «выбор без выбора».

ОтвлекайтеПресекайте истерики.Выработайте четкую тактику поведенияДемонстрируйте свои эмоции и называйте их словами.Уважайте стремление к самостоятельностиСпрашивайте совета и просите о помощинезначительных делахХвалите ребенка и говорите о ребенке хорошо в его присутствии. Используйте куклы перчаткиДайте возможность ребенку выплеснуть эмоции

Причины «трудного характера»

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Читайте также:  Комплекс ЛФК при плоскостопии у детей и взрослых

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.