Воспитание ребенка в 3-4 года: психология, советы, рекомендации

Каждая мама знает, что ее ребенок уникален. Все детки развиваются своим собственным темпом, какие-то навыки кроха осваивает раньше сверстников, какие-то позже. Но как же тогда определить, насколько гармонично развивается ребенок?

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно.

У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет. Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.

Дети в 3-4 года уже играют со сверстниками

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

В этот период формируются взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Он становится участником совместных игр, начинает воспринимать правила поведения в играх.

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Особенности возрастного периода

Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.

Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты, которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.

Парадоксально! Благодаря запретам у малыша возникает чувство безопасности, появляется дисциплинированность.

К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:

  • Желание отомстить, вызывающее непослушание.
  • Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ — истерику.
  • Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.

Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.

Кризис трех лет

Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет самостоятельно выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.

В кризисный период родителям рекомендуется:

  • избегать принуждения, категоричности;
  • не реагировать на истерики, плач;
  • уделять больше внимания малышу;
  • проявлять ласку, любовь, заботу;
  • прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.

Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).
Читайте также:  Зачем нужны взрослые самокаты? Плюсы и минусы покупки

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям! //

Психическое развитие: что в этом возрасте происходит? Варианты нормы

Для начала опишем те навыки, которыми обычно обладает трехлетка:

  • Речевые навыки. К 3 годам ребенок должен говорить. Но если этого еще не произошло с вашим малышом – не паникуйте. Просто обратите на это внимание и проконсультируйтесь с педиатром.

  • Ребенок в 3 года понимает обращенную к нему речь. Трехлетки, имея в активной лексике 500-1500 слов, строят предложения и даже небольшие рассказы, в разговоре используют метафоры и образы.

  • Знает все о себе: как зовут, сколько лет, где живет, имена родителей.

  • По картинкам или по описанию может угадать предмет, найти сходства и различия.

  • Умеет строить причинно-следственные связи и опирается на них в своем поведении. Некоторые малыши не только понимают это, но и умеют объяснить словами.

  • Способность к знакомству и дружбе строго индивидуальна. Все зависит от характера малыша. Часто девочки в этом возрасте уже играют в совместные игры, а у мальчиков интерес к совместным играм проявляется позже.

  • Возникает стремление помочь родителям в их взрослых делах. Здесь, главное, не препятствовать рвению и заниматься домашними делами вместе. Поверьте, при правильном подходе вы только получите удовольствие от совместной деятельности.

  • К этому возрасту малыш играет в сюжетно-ролевые игры. Теперь на примере плюшевого мишки или куклы вы сможете легко ему объяснить, почему так важно вовремя ложиться спать и хорошо чистить зубы. Он легко включается в вашу игру, тем самым становясь отличным партнером в совместных играх.

Чем занять девочку 2-года дома

Оденем куклу к празднику

Прежде всего побеседуйте с малышом о приближении праздника, постарайтесь вызвать у него радостное чувство. Обратите внимание на то, как все готовятся к празднику, как празднично украшены улицы, дома. После предварительной беседы предложите ему взять любимую куклу (или две) и приготовить для нее нарядную одежду, желательно несколько комплектов. Конечно, вы поможете в этом малышу.

Одежда может быть следующей: два сарафана — красный на пуговицах, желтый с завязками на боку. Два платья разного цвета, отделанные разными пуговицами, с карманом и без него. Две кофточки, соответствующие сарафанам, с длинными и короткими рукавами. Банты разного цвета, разной ширины и длины. Пусть ребенок внимательно рассмотрит эту одежду, а потом сам предложит, что надеть. Вы помогаете ему вопросами, советами. Например: «Какой сарафан наденем кукле Нине? Как застегивается? А какой завяжем бант?» и т. д. Все время побуждайте малыша замечать и называть цвет, детали, которыми сарафаны (и другие предметы туалета) отличаются друг от друга. Так же рассмотрите и остальные предметы, вместе решите, что надеть кукле Оле: подберите по цвету кофточку, ленту и т. п. Это развивает вкус ребенка, чувство гармонии и красоты. Здесь же можно решить, что надеть кукле-мальчику. Когда кукла будет одета к празднику, пусть малыш попляшет с ней под знакомую музыку или споет песенку.

Читайте также:  Без стресса и спешки. Как подготовить ребенка к началу учебного года?

Девочка купает куклу

Что делает девочка Оля? В чем Оля купает свою куклу? Зачем здесь ведерко? Что в нем? А что это? (полотенце). Зачем оно Оле? Во что одета Оля? (платье, передник). Зачем ей передник? А как ты будешь купать своих кукол? (перечислить последовательность действий: налью водичку, намылю, смою, вытру).

Девочка укладывает куклу спать

Показав картинку, спросите ребенка: «Что девочка Оля собирается делать с куклой Машенькой после купания? (Уложить спать). Куда Оля положит Машеньку спать? (В кроватку). Покажи, где кроватка? Что на ней лежит? (Подушка, простыня, одеяло). А где сидит Машенька? (На стуле). Оля любит свою куколку?» При любом ответе помогите ребенку сделать вывод: «Да, она ласково смотрит на Машеньку, а Машенька тянет к ней руки. Вот какую песенку поет Оля своим куклам». Баю-бай, баю-бай… Ты, собаченька, не лай. Ты, собаченька, не лай, Мою Машу не пугай!

Девочка причесывает куклу

Что делает девочка? (Причесывает свою куклу). Чем девочка причесывает свою куклу? Покажите двух кукол: Таню (стриженая) и Катю (с косами). Спросите: «Кому, Кате или Тане, ты споешь эту песенку?» (потешку). Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся,— Маму, дочка, слушайся. Такие небольшие беседы очень важны для развития речи ребенка, для обобщения и уточнения накопленного в быту опыта.

Развитие ребенка 2-года по методикам Л. Я. Береславского

Методики Л.Я. Береславского используется достаточно давно, результаты говорят сами за себя: у детей проявляется самостоятельность, развиваются необходимые качества — настойчивость в достижении целей и логическое, ассоциативное и абстрактное мышление. Ребёнок учится анализировать нестандартные ситуации и находить оптимальные решения. Как «взращиваются» такие полезные навыки? С 1979 года Леонид Яковлевич Береславский занимался разработкой методик, которые позволили бы наиболее простыми и приятными для ребёнка способами повысить интерес малышей к процессу обучения. Не секрет, что современным детям недостаёт усидчивости, многие знания воспринимаются слишком поверхностно, без должного углубления. Методики помогают разрешить эту проблему: — Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний. — Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте. — Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания. Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях, что положительным образом сказывается на его самоуважении.

Развитие ребенка 2-года по методикам Л. Я. Береславского

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года вступает в новую фазу. Он не просто плачет или смеется — малыш начинает испытывать такие чувства, как страх, стыд, застенчивость, ревность, лукавство. Он уже умеет сдерживать свои эмоции, например, не кричит без толку в людных местах, прислушивается к просьбам взрослых. В этот период ребенку нравится, когда его хвалят, и также он понимает, хорошо он сделал или плохо. Малыш начинает огорчаться из-за своих неудач и радуется своим маленьким успехам.

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Происходит развитие эмоционального сопереживания сказочным героям или персонажам мультфильмов. Ребенок 3 лет уже способен осознавать и понимать состояние окружающих его людей, может подражать им. Он запоминает плохих и хороших взрослых и ведет себя с ними по-разному: смело, доброжелательно или застенчиво, с боязнью. Свои чувства дитя начинает выражать жестами, мимикой и взглядом.

Развитие речи ребенка

Как развивать речь ребенка в 3 года – не такой уж актуальный вопрос. В этом возрасте малыши сами активно пополняют словарный запас из всего, что услышат дома, по телевизору, на прогулке.

Главное – читать малышу сказки или стишки, подробно отвечать на его вопросы или просто рассказывать о природных явлениях, о новых предметах. Так он будет черпать новые слова от вас, а не где придется.

Читайте также:  Если вы приняли решение в пользу детского сада…

Важно! В 3 года детишки все схватывают буквально на лету. Следите за своим произношением слов, тогда в будущем логопед ребенку не понадобится.

Среднестатистический ребенок:

  • умеет составлять несложные предложения из 5 и более слов;
  • знает около 1,5 тысячи слов;
  • с удовольствием описывает все увиденное;
  • пользуется почти всеми частями речи;
  • склоняет слова при разговоре;
  • пользуется в речи единственным и множественным числом;
  • может выучить и пересказать небольшой стишок или отрывок прозы;
  • умеет рассказывать о том, что было пару дней назад, соблюдая прошедшее время;
  • умеет составить небольшой рассказ о том, что видит на рисунке;
  • ведёт диалог;
  • владеет понятием антонимов (большой-маленький, близко-далеко).

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Математические представления

Что умеет и знает ребенок в 3 года, в дальнейшем должно стать основой многих математических понятий. Поэтому очень важно дать малышу тот объем математических знаний, который он уже может усвоить.

В возрасте 3 лет (и немного старше) ребенок должен уметь:

  • владеть понятиями «много-мало»;
  • делить предметы на множества по цвету, форме и размеру;
  • определять объединяющий признак (все апельсины круглые, все огурцы зеленые);
  • при определении количества предметов пользоваться словами «ни одного», «один», «много»;
  • сравнивать множества путем наложения предметов одного множества на предметы другого (например, 3 зайчика и 2 морковки: зайчиков больше, так как один зайчик остается без морковки);
  • уметь сравнивать предметы на основе величины (выше, шире, длиннее);
  • знать некоторые геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, прямоугольник, квадрат (находить в окружающей обстановке предметы, имеющие названую геометрическую форму);
  • ориентироваться в пространстве: сверху, снизу, впереди, позади;
  • называть часть суток: утро, день, вечер, ночь.