Воспитание и развитие детей раннего возраста

     Ранним называется развитие до трех лет с момента рождения. Главной целью раннего развития, является не создание гениального ребёнка, а всего-навсего раскрытие имеющегося у каждого малыша потенциала, чтобы в будущем ребёнок был успешнее и счастливее, а также помочь малышу в нелёгкой задаче освоения мира.

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.
Читайте также:  37 интересных идей как сообщить мужу и родителям о беременности

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Реагируют на цвет.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Читайте также:  Если вы приняли решение в пользу детского сада…

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста — особенности

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов.

Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х лет — симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике.

Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Развитие восприятия у детей  3-х лет

Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет,  на  изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.

К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.

Читайте также:  Особенности психологии ребенка — советы для родителей

К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.

Прочитали: 2 198

 

Эмоциональное воспитание

В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

Эмоциональное воспитание

Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:

  • нарушает запреты, установленные родителями;
  • постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
  • хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
  • хныкает, капризничает и истерит.

Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.

Эмоциональное воспитание

Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Эмоциональное воспитание

Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.

На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.

Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.

Эмоциональное воспитание

Метки:Воспитание

Эмоциональное воспитание