Во сколько лет ребенок должен знать алфавит

Письменность – важнейшее достижение человечества, сделавшее возможным дальнейшее его развитие и процветание. Без нее не удалось бы построить современного общества, развить науку и технику, да и саму цивилизацию. Именно поэтому изучению родного и иностранных языков уделяется столь много времени.

Учим буквы: лучшие методики для детей 4-лет

Для быстрого обучения малышей буквам существует несколько современных методик:

  • метод Марии Монтессори – сначала пишем буквы, используя специальные контурные рамки и вкладыши, затем учим буквы. Для детей 4-5 лет эта методика очень увлекательна, так как в ней отсутствуют скучные упражнения и задания. Она помогает развить мелкую моторику, логику;
  • метод Зайцева (с помощью кубиков) – эта аналитико-синтетическая методика представляет собой веселую, увлекательную игру, в которой используются складовые блоки. Кубики могут быть разных цветов, размеров, с различным звучанием наполнителя. Кроме того, что этот метод обеспечивает быстрое запоминание букв, он способствует развитию мелкой моторики рук, музыкального слуха, чувства ритма и звукового восприятия;
  • тактильный метод – это способ обучения алфавиту, доступный каждому, так как легко применим в домашних условиях и не требует специальных приспособлений. Каждая буква учится с помощью подручных средств: пластилина, счетных палочек, крупы и даже простой фасоли. Из пластилина ребенок с помощью мамы или папы составляет букву из заранее вылепленных колбасок, колечек и полукругов. По этому же принципу складывается буква из счетных палочек. Крупу, например, манную, нужно высыпать слоем на яркий поднос, после чего ребенок должен пальчиком нарисовать такую же букву, которую написал перед этим родитель. Фасоль или бобы используются при обучающей игре, напоминающей лото. На большой лист бумаги с написанным на нем алфавитом ребенок бросает фасолинку. После этого малыш должен назвать любое слово, которое начинается с буквы, куда попала фасолина.

Алфавит для детей 4 лет

Изучение алфавита является фундаментом для дальнейшего обучения чтению. Поэтому перед тем, как ребенок будет учиться читать, он должен визуально знать все буквы и правильно произносить звуки на русском языке. Четырехлетний малыш уже понимает, что информация, которая его окружает, закодирована в языке буквами. Природное любопытство, свойственное этому возрасту, побуждает ребенка учиться читать. Родителям важно уловить этот момент и ненавязчиво, в игровой форме мотивировать его к изучению алфавита. Давить на ребенка нельзя – это чревато лишними стрессами и может иметь обратный эффект.

Учить с ребенком алфавит нужно строго по правилу — одна буква за урок. Любая буква состоит из визуально похожих элементов. Торопясь и заставляя кроху учить сразу несколько букв за одно занятие, можно только запутать его и не добиться должного результата.

Для освоения каждой новой буквы необходимо достаточное количество времени, минимум пару занятий. Для того, чтобы поддержать интерес малыша к изучению алфавита, уроки нужно организовывать в игровой форме, при этом общая атмосфера должна быть спокойной и дружелюбной.

В какие игры я играла с ребенком, чтобы он выучил азбуку. Опыт успешной мамы

Виктория, 38 лет, Тверь:

«Мой сын научился читать в 4,5 года. Но чтобы добиться этого, пришлось потрудиться. Мы с мужем планировали отдать нашего Сашеньку учиться в престижную школу, которая станет трамплином в лучшие вузы страны. Но в эту школу всегда был огромный конкурсный отбор: принимали уже подготовленных детей, умеющих бегло читать и знающих азы математики. Начать подготовку решили с чтения, а вернее, изучения алфавита. Заниматься мне было удобнее дома, поэтому искала способы, применимые в данных обстоятельствах. По всей квартире я расклеила карточки, где была нарисована каждая буква алфавита. Натыкаясь глазами на них, Саша, волей-неволей запоминал визуальное изображение буквы. Гуляя по городу, мы продолжали эту игру, находя знакомые буквы на рекламных вывесках. Кроме того, его настольной книгой на некоторое время стала стихотворная азбука с картинками. Веселые стишки, каждая строчка которых начиналась с одной и той же буквы, очень нравились сыну и, как мне кажется, здорово помогли в запоминании букв алфавита».

Важным фактором эффективности изучения алфавита является мотивация. Процесс обучения должен вызывать у ребенка интерес, и это основная задача родителей. Надо в виде игры обсуждать, на что похожи буквы, искать их на обложках, упаковках и т.д.. И главное – своим примером пробуждать у ребёнка интерес к чтению книг.

автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,

педиатр, клинический психолог

Рекомендуем к прочтению

  • Как ребёнка научить ползать в 6 месяцев?
  • Как правильно прикладывать новорожденного для кормления?
  • Как собрать мочу у грудничка мальчика?
  • Развитие ребенка в 2 года
  • Развитие малыша с 3 до 7 лет
  • Почему болит левый бок внизу живота у ребёнка?
  • Чем лечить кашель у ребенка в 2 года?
  • Как отучить ребенка от пустышки?
  • Режим дня ребенка в 2 месяца

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Читайте также:  Как научить ребенка сморкаться в 2-3 года

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

4 важных орфографических умения

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— применить правило;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Как учить ребенка алфавиту

Малыши начинают интересоваться буквами в разном возрасте, но обычно это происходит достаточно рано. Уже в 2 года дети с удовольствием играют с кубиками, а в большинстве случаев они украшены буквами и иллюстрирующими их картинками. А это указывает на самый грамотный, простой и эффективный способ обучения алфавиту – в игровой форме:

  • Это единственный понятный метод для маленького ребенка.
  • Если начать учить малыша в возрасте 3 – 4 лет так, как это делается в школе, можно получить ровно противоположный ожидаемому эффекту результат.
  • Любое принуждение, «обязаловка» приведет к тому, что у малыша сформируется четкая негативная ассоциация с буквами, сигнализирующая ему, что чтение – это скучно, нудно, утомительно и крайне неинтересно. А это самое опасное, к чему могут привести вполне положительные желания некоторых родителей если не сделать из своего чада вундеркинда, то хоть похвастать тем, что читать он начал раньше своих сверстников.

Для того, чтобы чтение стало «лучшим другом» ребенку, учить его алфавиту нужно постепенно, учитывая его способности и возможности, возраст, желания, а также используя легкую и понятную игровую форму.

Как научить ребенка быстро читать

Бывает, что дети, знающие алфавит с ранних лет, даже к 5–6 годам не умеют читать. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют изучать буквы в процессе обучения чтению. Если делать это по методике Николая Зайцева, ребенок начинает читать через несколько занятий.

Обучение происходит с помощью специальных кубиков. Они отличаются по размеру, весу, цвету, вибрации и звучанию наполнителя. На кубиках, помимо отдельных букв, изображены склады – комбинации из пары согласный-гласный. Ваша задача – научить ребенка правильно выстраивать кубики, чтобы в итоге получались слова.

Важно! Методика Зайцева подходит для обучения малышей любого возраста, в том числе и грудничков, и рассчитана на чтение с 3–4-летнего возраста.

Известный педагог и логопед Надежда Жукова рекомендует приступать к обучению чтению лишь в том случае, когда у ребенка хорошо развита устная речь. В помощь деткам, изучающим буквы, она разработала специальный букварь и магнитную азбуку. В книге есть методические указания и советы для родителей. Предложенная дошкольникам программа усложняется по мере изучения букв. С «Букварем» Жуковой легко научиться плавному и быстрому чтению.

Итак, обучать буквам можно с рождения, но лучше в 4–5 лет. Изучение алфавита желательно совмещать с обучением чтению.

Полезные советы для мамочек: совместный сон с ребенком

Как сделать так, чтобы ребёнок не потерял интерес

  • Не начинайте тренироваться писать цифры, если ребёнок в плохом настроении или не проявляет интереса.
  • Пусть ваше обучение письму проходит в виде игры. Эдакая игра в школу. Можно рассадить игрушки и рассказывать им вместе с малышом, они ведь тоже могут быть «учениками», у которых также может не получаться.
  • Чередуйте деятельность. Сначала пописали цифры, потом сделали перемену, где можно поиграть и заодно расслабить пальчики.
  • Хвалите ребёнка во время занятий, даже если на ваш взгляд он написал коряво.
  • Начинайте обучение с простых заданий.
  • Не сидите с ребёнком «до победного». 15 минут в день будет вполне достаточно. Если малыш не выдерживает столько, то не настаивайте.

Алгоритм написания цифр

Давайте рассмотрим как правильно писать цифры, на конкретных примерах.

Предлагаем ознакомиться: ХГЧ при беременности суть анализа когда и как правильно сдавать

Читайте также:  5 вещей, которые нужно знать будущему отцу

Пишем 0. Находим точку в центре верхней части клетки. Отступаем немного правее. Рисуем полукруг против часовой стрелки, при этом двигаемся вниз до нижней границы клетки. Дорисовываем овал поднимаясь вверх, также против часовой стрелки до точки с которой начали.

Пишем 1. Делим клетку визуально на 4 части. Так мы нашли её середину. Ставим там точку и начинаем движение вверх, в правый угол клетки. Из правого верхнего угла ведём прямую линию вниз в середину клетки.

Пишем 2. Из середины верхней части клетки рисуем полуовал вправо. Затем проводим по диагонали прямую линию до середины нижней части клетки. Затем рисуем хвостик в три этапа. Хвостик слёт вверх, затем вниз и снова вверх. Именно хвостик чаще всего и вызывает сложности в написании.

Пишем 3. Рисуем полуовал в верхней правой половине клетки, закругляя и чуть-чуть не доводя до её визуального центра. Из этой же точки рисуем второй полуовал, он должен быть побольше предыдущего.

Пишем 4. Ставим точку правее центра верхнего ребра, проводим линию к середине под наклоном. Доводим до точки, которая находится немного ниже центра, поворачиваем линию вправо и ведём её горизонтально не доходя до правого ребра клетки. Следующим шагом проводим линию из правого верхнего угла, она должна идти параллельно имеющейся линии.

И если уж вы начали обучать ребёнка написанию цифр, то здесь важна регулярность. Малыши все быстро забывают и при отсутствии занятий несколько дней в следующий раз вам придётся начинать все заново.

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения

  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу. 

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Какие ошибки допускают родители при обучении ребенка счету

Довольно частой ошибкой родителей является спешка. Многим хочется побыстрее научить своих детей считать, чтобы позже выйти на улицу и похвастаться этим перед другими. Этого делать нельзя. Во время спешного обучения можно легко пропустить какой-либо этап развития мышления, ограничить его от другой информации, так нужной для детишек.

Не нужно гнаться за результатами. Если что-то не получается прям совсем – отложите обучение на полгода и дайте малышу побыть со свободной головой, без всех этих знаний о вычислениях. Если родителям нужно, чтобы ребенок знал цифры – оптимальный возраст для этого будет 4 года, но никак не 3 и уж тем более не 2.

Третья ошибка родителей: неправильное обучение. Дело в том, что мамы и папы, как правило, не будут знать определенных методик обучения, даже если они вычитают про нее в Интернете. Это все приводит к тому, что обучение будет скакать через ступеньку, а не подниматься постепенно. Бывают настолько ужасные ситуации, когда малыш еще толком и не выучил цифр, а перед ним ставят сразу несколько примеров сложений.

Читайте также:  Почему дети врут и что с этим делать? Рекомендации психолога

Ну, и последняя ошибка: не нужно превращать обучение счету дома в школьный урок. Математике чадо сможет научиться в школе и без родителей, их же задача – дать начальные знания того или иного действия при счете, но никак не научить безошибочно решать примеры. Когда малышу будет комфортно учиться – тогда и нужно заниматься с ним, но когда на это нет настроения – зачем настаивать?

Методика Глена Домана

В своей книге «Как обучить ребенка математике» Г. Доман делает упор на то, что дети видят предметы, как они есть. Если сказать пять, взрослый человек «увидит» значок, а ребенок представит количество.

Для обучения счету следует изготовить 100 карточек, на каждой из них нарисовать точки от 1 до 100. Точки должны быть одинакового размера и цвета, расположены в хаотичном порядке.

Начинать учиться по методике Домана можно уже с полугода. Ребенка знакомят с цифрами, показывая ему карточки по порядку: сначала от 1 до 5, потом от 6 до 10 и так далее. Демонстрируя карточку, громко и четко проговаривают цифру, соответствующую числу точек, и тут же ее убирают, показывают следующую. Когда цифры по порядку проговорены несколько раз, начинают их показывать вразброс. На одно занятие в среднем уходит 3 минуты, но повторяют их от 3 до 10 раз в день.

К тому моменту, как они начнут произносить слова, уже смогут определять, не считая, количество предметов перед ними.

Решать простые математические примеры так же предлагается с помощью карточек и соответствующих знаков.

Перед школой ребенка знакомят с числовым обозначением количества, то есть учат с ним цифры. Если следовать в таком прядке (от конкретного числового обозначения к абстрактному), обучение будет происходить гораздо быстрее и осмысленнее.

Этап №Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

  • Кубики Мякиши "Азбука в картинках" в магазине
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики "Азбука", 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.