Важные советы родителям: как ребенку справиться с эмоциям

Дети непосредственны и открыты. Это касается и многих проявлений их эмоций. Однако не стоит путать непосредственность с частыми проявлениями детской агрессии и истеричности, например, при покупке игрушек. Это неумение ни выражать свои эмоции адекватно, ни управлять ими.

Особенности эмоционального развития детей – лет

Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:

  1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
  2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.
  3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
  4. Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.
  5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно это проявляется в ситуации выбора: из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
  6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
  7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.
  8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», — мать берет на руки игрушку, гладит, жалеет ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).
  9. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.
  10. Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен.
  11. Эмоции в раннем возрасте — показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок — тревожный признак для родителей.
  12. Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.

Терапевтические игры

Коррекционные игры признаются действенным методом для эмоционального развития ребенка Эти методы активно используются психологами или воспитателями за их эффективность. Ребенок просто занят игрой, а через некоторое время уже имеют место улучшения в лучшую сторону.

Читайте также:  Ваши детские травмы и их влияние на вашу взрослую жизнь

Поговорить с «Тем, кто все знает». Это некто такой, к кому можно обращаться всегда с вопросами и за помощью. Например, ребенок не сможет сказать, почему он не решается подойти к другим детям и предложить дружить, стесняется взрослых. Вместе с ребенком нужно придумать такого человека или существо. Потом нужно рассказать малышу, что к этому существу может он обращаться всегда, как только ему будет это нужно, если станет неприятно, страшно или трудно. Взрослые удивятся, что иногда это существо, которое живет в бессознательном ребенка и создано им же, дает не глупые советы. Иногда, конечно нужно будет подкорректировать их. Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.

Сочинить свою сказку. Навредить любой сказкой нельзя. Русские народные сказки – это не только терапия, но и источник мудрости. Сегодня, кроме того, существует много вариантов так называемых, коррекционных сказок, которые придуманы именно для того, чтобы оказывать внимание на определенный негативный нюанс поведения малыша.

Терапевтические игры

Хорошо, если можно вспомнить сказку, в которой у героя есть какие-то переживания или события его сказочной жизни, сходные с теми, которые происходят с малышом. Сказочные герои заинтересовуют, дают надежду, помогают найти выход и дают надежду, что можно справиться со всем, что в конце все будет хорошо, что достигают хороших результатов даже те, у кого в начале сказки, в принципе, не было шансов. Но за свое стремление, мудрость им удалось достичь больших результатов. И при этом никто не кричал, не устраивал истерик, не ревел.

Но если такой сказки не вспомниться – не беда. Можно придумать самим. В придуманной сказке герой должен быть наделен похожими чертами характера, какими-то отличительными особенностями, которые есть и у ребенка. Пускай он столкнется с трудностями, как и малыш, но сможет выйти из них благодаря новому свойству, которое он вдруг обнаружил у себя.

Читайте также:  Как начинается стрептодермия и как ее лечить

Естественно, конец у такой сказки должен быть положительным, возможно даже фееричным. Доказано, что сказки, которые придумываю своим детям родители, обладают большим терапевтическим эффектом, чем уже сочиненные кем-то.

Волшебный мир. Эта игра заключается в погружении ребенка в волшебный мир, где есть только благополучие, радость. Эта терапия дает возможность ребенку создать какой-то волшебный мир, где ему безопасно и хорошо.

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Например, пусть он закроет глаза, и отправиться туда, куда ему всегда хочется, где всегда хорошо. Деталей должно быть как можно больше. Ребенок сам выберет средство, на котором он туда отправиться, что возьмет с собой. Пусть он расскажет, что ощущает в каждый момент своего путешествия: какие запахи, звуки, ощущения, что он видит за окном своей ракеты или летающей машины. Когда он вернется из своего виртуального путешествия, то пусть расскажет о том, все ли у него в порядке, как он себя чувствует. Не нужно торопить его. Он сам вернется из него, когда захочет.

В такой мир можно отправляться с ним когда угодно. Сначала в эту игру нужно играть ребенку с психологом, потом можно продолжать игры и в домашних условиях с родителями.

Терапевтические игры

Песочные игры. Они способствуют развитию мелкой моторики. Тактильные ощущения, которые это дает, способствует расслаблению и внутреннему спокойствию.

Глубокое погружение в себя вместе с успокоительными тактильными ощущениями обеспечивает и рисование. Несмотря на всю простоту этих методов, рекомендацией психолога все же стоит воспользоваться. Такие игры приводят к уходу в подсознательное. Психолог посоветует, как при этом не навредить малышу, используя это методы самостоятельно.

Психологи рекомендуют и такой метод. Нужно дать ребенку бумагу с карандашами и попросить нарисовать, как он расстроен. Пусть он черкает и рисует. Стоит понимающе вставлять иногда что-то такое: «…понятно…, да…, так сильно ты расстроен…».

Особенности эмоционального развития ребенка

Психоэмоциональное развитие ребенка имеет важное значение для формирования его личности.

Развитие эмоций и чувств у малыша дошкольного возраста зависит от ряда условий. Рассмотрим основные особенности эмоционального развития ребенка:

  • Формирование эмоций и чувств происходит в процессе общения со сверстниками.
  • Правильному развитию эмоциональной сферы ребенка способствует специально организованная деятельность, к примеру, чтение сказок, музыкальные и танцевальные занятия, спорт. Важно, чтобы малыш учился сравнивать себя с литературными героями, воспринимать прекрасное и пр.
  • Интенсивное развитие чувств и эмоций происходит в игровой деятельности, насыщенной переживаниями и волнениями. Ролевые игры позволяют понимать другого, учитывая его настроения, желания и чувства.
  • Важнейшее значение в развитии эмоциональной сферы ребенка имеет трудовая деятельность, которая сильно формирует личность человека. Ребенок переживает радость общего успеха, ценит усилия товарищей и учится добросовестно выполнять собственные обязанности.

Понимая особенности эмоционального развития ребенка, родители могут влиять на формирование личности своего малыша.

Возможные отклонения в развитии эмоций

Казалось бы, все мы эмоционально реагируем на события, происходящие с нами или вокруг нас. Но мало кто задумывается об обратной стороне наших переживаний. Давайте рассмотрим, какие могут встретиться нарушения на пути формирования крохи, как личности.

Среди нарушений эмоций выделяют три группы:

  • расстройства поведения;
  • расстройства настроения;
  • расстройства психомоторики.

важноК нарушениям со стороны поведения ребенка в дошкольном возрасте можно отнести гиперактивность и агрессию.

Проявлениями гиперактивности в большинстве случаев бывают неусидчивость, избыточная эмоциональная неуравновешенность, импульсивность малыша, невозможность долгой концентрации внимания. Поскольку в детском возрасте все малыши отличаются особой активностью, нужно очень внимательно относиться к поведению непоседы, чтобы не пропустить тревожных знаков.

Среди расстройств настроения выделяют несколько состояний, которые должны насторожить внимательных родителей:

  • Эйфория – постоянно и резко повышенное настроение, без особых на то причин. Ребенок в состоянии эйфории часто нетерпелив, импульсивен, стремится взять лидерство.
  • В случае дисфории у ребенка чаще будет доминировать злобное, тоскливое, угрюмое настроение, часто сопровождающееся недовольством, агрессивностью.
  • Депрессивное состояние крохи можно заподозрить по постоянно пассивному поведению и угнетенному эмоциональному фону. Малыш выглядит подавленным, не счастливым, грустным.
  • Тревожный синдром – состояние, которое проявляется в постоянном беспокойстве, переживаниях без особой причины, непоседливостью карапуза.

Упражнения для развития ЭИ школьников

Существует несколько специальных техник, направленных на формирование правильного отношения к эмоциям. Эффективными на практике окажутся:

Коробочка эмоций

Мама создает так называемую «коробочку счастья» с предметами, которые ассоциируются со счастьем при визуальном и слуховом восприятии, вкусовых ощущениях, осязании, обонянии.

К примеру, с весельем визуально ассоциируется улыбка, сладкая клубника говорит о приятном вкусе. После показанного примера коробочка создается уже вместе с ребенком, обговаривается каждый элемент.

Проговаривая эмоцию

В основе упражнения лежит фраза: «Я чувствую… я хотела бы». Если применять эту формулировку на примере общения со школьником, она может быть следующей: «Я радуюсь, что ты делаешь успехи в школе. И я хотела бы, чтобы ты продолжал учиться прилежно. Давай вместе выполним домашнее задание».

Что я чувствую сегодня

Выработать осознанность и принятие чувств научит игра, где школьник самостоятельно выбирает эмоцию дня. Сегодня – это радость, завтра – восторг.

Для упражнения необходимо подобрать картинки с эмоциями любимого героя ребенка, которыми он будет пользоваться для определения собственного состояния.

Фотоальбом

Суть методики заключается в создании фотографий, обозначенных определенной эмоцией. Например, «Эта башня, как большая игрушка из конструктора – надо с ней поиграть». Занимаясь таким образом с фотографиями, можно создать интересную историю.

Художники

После ознакомления с выбранной учителем картинки, школьникам предлагается показать эмоции от увиденного изображения красками на бумаге. Выбранный школьником цвет расскажет о его восприятии.