В каком возрасте и как учить с ребенком алфавит

Научить ребенка буквам не так-то сложно как может показаться на первый взгляд.

В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).
  • Малыш заикается.
  • Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Другие новости

  • Киносеть «КАРО» приглашает юных зрителей на волшебные «Киноёлки»
  • Флешмоб по праздничному украшению окон
  • 25 декабря пройдёт «Радиоутренник 2020» с Всероссийским Дедом Морозом и звёздами Детского радио
  • Здравствуй, сказочный волшебник! Дед Мороз спешит поздравить детей и взрослых
  • Новый год стучится в двери, на пороге Дед Мороз! Я глазам своим не верю: он подарки мне привез
  • Световое шоу в новогоднем Санкт-Петербурге
  • С Новым 2021 годом!
  • Новый Год на высоте
  • Телеканал «Карусель» отмечает юбилей
  • Кем стать? Эксперты «Семейного часа» рассказали, как помочь ребёнку определиться с будущей профессией
  • Детское радио объявило имена финалистов конкурса «Попади в Зенит»
  • Как относиться к особенным детям: эксперты «Семейного часа» рассказали об инклюзивном образовании
  • Умные часы в подарок на Новый год! Смотрите на «Ozon» предпраздничный розыгрыш
  • Детское радио отметило свой 13-й день рождения «Радиоутренником» с Всероссийским Дедом Морозом
  • Хороший новогодний подарок — книга от Детского радио о приключениях любимых ведущих Веснушки и Кипятоши
  • Новогодняя переписка с блогером из позапрошлого века
  • Как выучить алфавит в домашних условиях

    Оптимальный возраст для обучения буквам – 4–5 лет. Можно и раньше. Даже те малыши, которые пока плохо разговаривают, с легкостью запоминают буквы, произносят звуки. Однако без пользования алфавитом они также быстро их забывают.

    Изучение букв в 5 лет – начальный этап в формировании умения читать и подготовке к школе. Если же вы – сторонник раннего развития, обратите внимание на методики Зайцева, Монтессори, Домана.

    Быстрее запомнить алфавит помогают такие приемы, как раскрашивание букв, чтение стихов и разучивание песенок про азбуку. Значительно упростить процесс обучения и заинтересовать карапуза позволяют развивающие мультики, мультимедийные игры. В качестве наглядного пособия можно использовать коврики, кубики, пазлы, карточки, магнитно-рисовальные доски с буквами.

    Советы родителям по изучению алфавита:

    • Занятия должны проходить в игровой форме, длиться не более 5–10 минут. Постепенно продолжительность «уроков» можно увеличить до 20–25 минут.
    • Задействуйте разные приемы обучения, виды образной памяти ребенка – слуховую и зрительную. Частая смена деятельности не позволит малышу заскучать.
    • Чтобы ребенок быстрее научился читать, лучше запоминать звуки, а не буквы: «б» вместо «бэ», «в» вместо «вэ» и так далее.
    • Начинайте изучение алфавита с гласных фонем. Они обозначаются 10 буквами, легче запоминаются попарно, например, а–я, у–ю.
    • Изучив согласные, переходите к составлению слогов. Такие сложные для понимания ребенка буквы, как «ь» и «ъ», проходите в конце.
    • Сохраняйте положительный настрой. Не ругайте малыша, если он забывает пройденный материал или плохо запоминает.

    Занятие начинайте со знакомства с буквой. Во время проговаривания показывайте, как она выглядит. Предложите ребенку написать или разрисовать букву. Выучите вместе стишок или послушайте песенку про нее. Найдите предметы, названия которых начинаются с этой буквы. В дальнейшем регулярно повторяйте изученный материал, чтобы ребенок его не забыл.

    Как выучить алфавит в домашних условиях

    Делайте это мимоходом, но регулярно. Играете в песочнице? Пишите палочкой буквы, пусть кроха их называет. Решили испечь печенье? Сделайте его в виде букв, чтобы потом вместе вспомнить алфавит при поедании вкусностей.

    Читайте также:  Адаптация детей к условиям детского сада

    Ребенок и алфавит. Как научить ребенка алфавиту? | Развитие ребенка

    У педагогов по поводу того, с какого возраста лучше обучать ребенка алфавиту, нет единого мнения. Сторонники раннего развития утверждают, что знакомство с азбукой возможно с пелёнок.

    Другие говорят о напрасных усилиях, которые лишают малыша радостей детства.

    В учебниках по классической педагогике написано, что оптимальный возраст для обучения ребенка алфавиту, исходя из особенностей развития в этом возрасте, – примерно 5 лет.

    Лишь после 5-го дня рожденья тип мышления ребенка изменяется с наглядно-действенного на абстрактный, левополушарный, когда начинается восприятие информации в виде знаков (букв, символов и др.). С рождения до 5 лет сознание малыша направлено на социализацию, знакомство с физическим миром. Нагружать его дополнительной информацией нет смысла, она не усвоится.

    Речевой аппарат многих малышей до 5 лет несовершенен, некоторые звуки дети могут произносить неверно, и запоминают их неправильно, что часто приводит к сложностям в обучении письму и чтению. В 5 лет в особой степени проявляется любознательность, интерес к новому, потому большие массивы информации запоминаются без усилий.

    Отметим общие рекомендации, о которых говорит большинство педагогов при обучении алфавиту:

    • Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
    • Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
    • Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
    • Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
    • Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
    • Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
    • Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах. Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
    • Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку. Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
    • Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
    • Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки — наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
    • Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
    • Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
    • Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
    • Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.
    Ребенок и алфавит. Как научить ребенка алфавиту? | Развитие ребенка

    3 ошибки родителей при обучении ребенка алфавиту

    Стоит напомнить и том, что нельзя делать в обучении ребёнка:

    • Не требуйте от ребенка больше, чем он может запомнить;
    • Не следует предпринимать чересчур много усилий и настаивать на занятиях, если малыш не отдохнул или неважно себя чувствует: важно не число букв, которые он выучил, а любовь к чтению;
    • Не журите ребенка в случае ошибок, не сравнивайте его успехи с достижениями детей его возраста.

    Возьмите на вооружение приведенные рекомендации, запаситесь терпением, и будьте уверены, что у вас всё получится!

    Читайте также:  «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

    как научить ребенка алфавиту

    Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

    Советы и рекомендации

    Итак, перед Вами реальные советы как запомнить ребенку буквы:

    • Начните с песни про алфавит — Вы можете выбрать одну из приведенных мною в пример песен для детей про алфавит.
    Советы и рекомендации

    В ней всегда все легче запоминается. Длятся песенки не больше 1 минуты под веселую музыку всегда легче учить. Вот увидите как скоро Ваш малыш будет сам напевать мелодию из этой песенки, а самое главное, выучит названия и последовательность букв в русском алфавите.

    • Очень хороший Музыкальный букварь есть у Железновой — его можно скачать и использовать, например, в дороге или просто включать в течение дня. Рассчитан он на возраст от 1 до 5 лет.
    •  Азбука для детей видео — здесь я привела пример уроков о каждой букве русского алфавита, основанных на разных методиках раннего развития. Каждый видео ролик как правило отдельный мультфильм про каждую букву русского алфавита. Очень интересные мультфильмы от тетушки Совы из научного дупла, для детей постарше мультфильм про алфавит от Роберта Саакянца про зайца и Сову.
    • В интернете огромное множество презентаций о каждой букве русского алфавита, рассчитанных на определенный возраст ребенка. Вот, например, презентация про букву а
    • Мною сделанное видео — алфавит для детей — звуки и буквы русского алфавита, основанное на методе Домана. Буквы все разнообразные и необычные, меняются с большой скоростью, активизируют фотографическую память ребенка.
    • Обязательно играйте с малышом в алфавит — вот например, моя веселая игра — буквы алфавита или алфавит для маленьких. Игру можно распечатать с моего блога. Она выглядит следующим образом: сундучки с крышками, на крышке та или иная буква русского алфавита, а в сундучке сидит животное или птица, начинающиеся на эту букву.
    • Обязательно купите магнитные буквы. Более подробно о букварях и магнитных азбуках можно почитать здесь. Их можно время от времени доставать и спрашивать у ребенка, какая это буква, а потом когда малыш хорошо будет знать все буквы русского алфавита, можно уже пробовать составлять слоги и слова.
    Советы и рекомендации
    • Рисуйте буквы, вырезайте буквы и предметы начинающиеся на эту букву, раскрашивайте буквы, лепите из пластилина, в общем выполняйте творческие задания не только просто так, а обязательно связывайте с определенной буквой. Развешивайте на стене все что Вы сделали, время от времени обращайте внимание ребенка на буквы на стене или сделайте свою книгу про буквы.
    • Купите плакат с буквами. Лучше всего музыкальный плакат Знаток, Ваш малыш сможет сам подходить к нему, нажимать на буквы, а голос в плакате будет озвучивать, что это за буква.

    Музыкальный плакат на стену с буквами русского алфавита для детей.

    • Купите или скачайте книгу из Школы 7 Гномов от 2 до 3 лет «Азбука для малышей» или аналогичную книгу, например, Земцовой. Такие книги очень красочные и яркие безумно нравятся малышам — их можно смотреть и дома, и на улице, и в поездке.
    Советы и рекомендации

    Пример обложки книги.Пример страницы книги.

    • Скачайте здесь карточки с буквами алфавита для детей с героями всем известных мультфильмов.
    • Если Ваш ребенок старше 3-х лет — то ему будут интересны раскраски с буквами. В интернете их масса. Распечатайте и выполняйте мои веселые задания о буквах, например, буква д.
    • И конечно, же просто больше играйте с буквами. Например, Вы можете сделать пальчиковых кукол букв или просто нарисовать буквы на пальцах фломастером и разговаривать с малышом. Желаю всем удачи в занятиях).
    Советы и рекомендации

    С чего начать обучение?

    Конечно со звуков, которые можно пропевать, тянуть — гласных. Сначала простые гласные, состоящие из одного звука «а», «о», «ы», «и», «у», «э». Потом те, которые состоят из двух звуков «е»-«йэ», «Йо», «ю»-«йу», «я»-«йа»

    Будет просто здорово, если буквы гласные и согласные будут отличаться по цвету. Например, гласные-красные, согласные — синие. Но если не найдете — не беда. Почему-то магнитные азбуки делают хоть и яркие, но все вперемешку.

    Читайте также:  Противопоказания для купания новорожденного

    Нет необходимости учить в каком-то определенном порядке. Показали несколько гласных, сложите их с согласными. Выложите имя сына или дочки, желательно его простой вариант (Таня, Гоша и т.п).

    Объясните ему, что есть буквы, которые произносятся коротко, а есть те, которые можно пропеть и они соединяют между собой короткие. ( Речь идет о согласных «б», «т» и гласных «а-а», «о-о»).

    Игра с кубиками

    Понравилось так играть, складывать в слоги — займитесь согласными. Поиграйте с кубиками. Очень хорошо, если начальная буква будет ассоциироваться у малыша с конкретным предметом. Купите азбуку, там порядок складывания букв в слоги идет от простого к сложному.

    Сначала проще складывать слоги, где сначала стоит согласная, потом гласная «ма», «мо», «му». Когда ребенок поймет принцип складывания из звуков-букв в слоги можно переходить к слогам с шипящими «ши», «жи», а потом можно познакомить со слогами, где сначала стоит гласная, а согласная — в конце «ав», «ам», «он».

    Постепенно начинайте соединять два одинаковых или похожих слога: «ма-ма», «ра-ма». Учите делать паузы между словами, не торопиться. Часто в детских садах учат пропевать гласные всегда, и дети начинают тянуть их и не делают пауз между словами. Дома вы вполне можете избежать этой ошибки.

    Поддерживаем интерес всеми способами

    А дальше, когда научились прочитывать слова по слогам, ваша задача поддерживать интерес к чтению. Покупать интересные именно ему книги, детские журналы. Вот и все. Как видите ничего сложного, в этом нет. Кстати, мои знакомые на выпускной из детского сада, дарили своим детишкам книги о них самих. Уж про себя любой человек прочтет с удовольствием. Книги действительно великолепны. Кстати, пройдя по этой ссылке, вам не придется платить полную стоимость — книга достанется вам со скидкой в 50%. А содержание их великолепно.

    Несколько вариантов оформления для мальчишек и девчонок с их фотографиями понравились самим родителям, а не только детям. Даже то, что дороговато не остановило. Да и подарок полезный на многие годы останется памятью.

    То, что читают дети формирует их речь и мировоззрение. Ребята, которые научились хорошо читать до школы, избавлены от многих проблем своих не читающих сверстников. И учеба им легче дается, и информация усваивается лучше. А начинается все с нескольких букв и чтения с мамой.

    А ваши дети любят читать? Поделитесь в комментариях, в каком возрасте и как вы их учили. Если статья оказалась полезной, поделитесь ею в соцсетях.

    На сегодня это все, до новых встреч на страницах блога Маривлада.

    Метод обучения чтению по Глену Доману

    Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

    Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

    Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и изучать окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

    Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

    Еще про чтение смотрите и читайте:

    Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать

    Игры развивающие память и навыки чтения

    Скорочтение зачем и как?

    Игры на развитие внимания у ребенка

    Приятного обучения и игр!

    С теплом,

    Людмила Поцепун.