С какого возраста начинать учить ребенка читать и писать

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком.

Залог красивого письма

Чтобы малыш красиво и аккуратно писал, у него должны быть развиты мелкие мышцы рук, он должен быть терпеливым и усидчивым. Поэтому изначально стоит уделить заострить свое внимание именно на развитии данных навыков. Только после этого можно начать процесс обучения письму. Чем лучше будет подготовлен ребенок, тем быстрее он освоит процесс написания. Помочь в этом могут регулярные и увлекательные занятия – лепка, гимнастика для пальцев (Наши пальчики устали и пр.), оригами, аппликация, прописи, занятия с конструктором, вырезание ножницами и многое другое. Подобная тренировка должна проходить ежедневно, хотя бы по 15-20 минут.

Думая о том, как научить ребенка писать, родителям стоит подробно изучить положительное влияние вышеописанных занятий.

  1. Лепка – способствует укреплению кисти рук, развивая в малыше терпеливость и творчество. Можно использовать не только пластилин, но и соленое тесто. А кроме изготовления фигурок, можно предложить ребенку формирование пластилиновых букв.
  2. Оригами – если вы не знаете, как научить ребенка писать, то рассмотрите возможность занятия этим искусством. Оно не только безумно нравится детям, но и помогает развитию зрительной памяти, формированию абстрактного мышления, точных движений и аккуратности.
  3. Ножницы – красиво писать, можно научиться и благодаря занятиям с цветной бумагой или картоном и ножницами. Вырезание фигурок или простое кромсание бумаги поможет ребенку натренировать руку.
  4. Веселые занятия с бусинками, пуговками или камешками также позволяют развивать мелкую моторику. С помощью них можно заодно освоить счет.
  5. Вопрос – как научить ребенка правильно держать ручку, поможет разрешить «художество». Кисти, мелки, карандаши и фломастеры учат ребенка правильному захвату.

Первые шаги — подготовка

Подготавливать ребенка к письму можно с трехлетнего возраста. Конечно, писать буквы он не сможет, но в это время можно развивать мелкую моторику пальцев. Это значительно облегчит процесс обучения именно каллиграфическому письму, которое дети могут освоить только в 5 – 6 лет.

Существует большое количество занятий, которые хорошо развивают мелкую моторику рук и позволяют сделать первые шаги к обучению. Обычно они нравятся маленьким детям. К таким упражнениям относится:

  1. Лепка из пластилина или глины. Она хорошо укрепляет кисти рук и развивает усидчивость ребенка. Лепите вместе с ним всевозможные фигурки. Ничего страшного, если у него не будет получаться, ведь главное, чтобы ребенок работал пальчиками.
  2. Создание аппликаций. Делать это можно из цветной бумаги. В данном упражнении понадобятся ножницы. При этом ребенок сам должен разрезать бумагу. Покажите, как это нужно делать, давая легкие задание разрезать лист по прямой, вырезать треугольник и т.д. Только не оставляйте малыша одного с ножницами.
  3. Игра с мелкими предметами. Мелкую моторику помогут развить всевозможные бусинки, пуговицы, камушки, фасоль, горох и т.д. Их можно насыпать в глубокую посуду, а на дно спрятать небольшие игрушки. Ребенок должен доставать игрушку, при этом перебирать своими пальчиками. Смотрите, чтобы он не взял маленькие предметы в рот. Обычно в 3 годика дети уже понимают, что этого делать не надо.
  4. Игры с конструктором также хорошо развивают моторику рук.
  5. Рисование с применением различных техник. Здесь малыш сможет научиться правильно держать в руках карандаш, а в дальнейшем и ручку. Когда будете учить этому, учтите, что ручка должна лежать так, чтобы находилась на верхней фаланге на среднем пальце, а большим и указательным фиксировалась. Также большой палец должен располагаться выше указательного.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

  • ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
  • пропуски одной или нескольких букв;
  • недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
  • перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
  • дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
  • зеркально перевернутые буквы и цифры;
  • замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
  • пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
  • неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
  • он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
  • не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.
Читайте также:  Как контролируют нормы питания в детских садах

Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:

Как научить ребенка писать красиво

Вопреки жгучему желанию родителей научить ребенка писать как можно раньше, делать этого не стоит. Сегодня специалисты рекомендуют не бежать впереди паровоза в этом вопросе и вот почему.

Когда лучше начинать учить ребенка письму?

Согласно статистике, дети, пришедшие в школу без навыков письма, осваивают их довольно быстро и почерк у них значительно лучше. А вот ученики, которые письмо освоили еще в средней группе детсада, напротив, пишут неровно, допускают много ошибок, помарок.

Все оттого, что, научившись рано писать, они применяли свои умения бесконтрольно (подписывали рисунки, писали письма бабушке и Деду Морозу). Ведь никто не следит за грамотностью и почерком детей в этом возрасте, а привычка писать неровно, не задумываясь над правописанием, быстро укореняется. Переучивать таких деток бывает гораздо трудней, чем научить письму заново.

Возникает вопрос: как же быть, если к первому классу в некоторых школах требуют освоить письмо?

Ответ следующий: приступать к обучению стоит непосредственно в подготовительной группе сада под руководством опытных педагогов. Они проконтролируют правильное положение ручки в руке, постепенный переход от прописей к написанию сначала букв, а потом полноценных слов. Если имеется возможность, можно также отдать ребенка на курсы подготовки к школе.

Готовим руку к письму

Тот факт, что мы не советуем рано обучать ребенка письму, не означает, что с ним вовсе не следует заниматься. Наоборот, руку необходимо подготовить. Для этого полезно регулярно выполнять следующие задания:

  • Раскраски. Учат контролировать движение руки, прививают усидчивость, аккуратность. Не требуйте от ребенка сразу выполнения объемной работы, задание должно соответствовать возрасту. Есть крупные раскраски с широкими контурами для детей 2-5 лет, есть более детализированные и сложные для ребят постарше.
  • Рисуем по точкам. Очень полезное занятие, схожее с прописями, но более подходящее для дошкольников. Многие дети отказываются обводить прописи, так как им это неинтересно и навевает тоску. Совсем другое дело, когда по точкам следует обвести любимого мультгероя или дополнить картинку недостающими деталями.
  • Лепим из пластилина. Универсальное решение на все возраста, которое способствует развитию моторики пальцев. Если ребенок не любит лепить из обычного пластилина, предложите ему альтернативные варианты: массу для лепки из соленого теста, кинетический песок и прочее.
  • Вырезаем и клеим. Поделки учат аккуратности, точности действий. При работе с ножницами активируется определенная зона мозга, связанная впоследствии и с письмом.
  • Собираем мелкое Лего. Это поможет укрепить руку, разовьет внимательность и усидчивость, которой детям так часто не хватает.

Занятия не должны происходить по принуждению, иначе результата не будет. Если ребенок отказывается на данном этапе от определенного вида деятельности, предложите другой. А к этому попробуйте вернуться позже.

Как научить ребёнка писать красиво

Умение красиво писать обуславливается определённым уровнем развития мелкой моторики и остротой зрения ребёнка, и родителям необходимо позаботиться об этих факторах. Если со вторым все понятно, то как быть с мелкой моторикой? Как развить её у ребёнка?

Существует огромное количество упражнений для развития мелкой моторики, которые способствую и обучению ребёнка красиво писать:

  •  Аппликация.

Научите ребенка использовать ножницы: лучше всего начать с вырезания простых геометрических форм – квадратов, кругов, треугольниках. На первых порах они должны быть достаточно крупными, в дальнейшем формы могут становиться сложнее, а фигуры – меньше.  Для девочки можно купить несколько наборов бумажных кукол с одеждой.

  •  Рисование и раскрашивание.

В пять лет дети очень любят рисовать и делают это с удовольствием: не жалейте денег на карандаши и раскраски – пусть ваш малыш совмещает приятное с полезным!

  •  Лепка.

Помимо того, что лепка укрепляет кисть ребёнка, это ещё и необычный массаж пальчиков и ладошек. Для этого увлекательного занятия можно использовать как пластилин, так и солёное тесто.

  •  Рукоделие.

В пять лет нас интересует нанизывание бусин на нитку – попросит ребёнка изготовить для вас бусы: это не только сблизит вас, доставит удовольствие малышу, но и послужит в целях развития мелкой моторики пальчиков. В шесть – семь лет можно познакомить ребенка с вышивкой: магазины рукоделия предоставляют огромное разнообразие небольших детских вышивальных наборов разной тематики. Позвольте ребенку самому выбрать картинку, которую бы он захотел перенести на ткань.

  •  Рисование под диктовку.

Для этого понадобиться лист бумаги в клеточку и карандаш. Обозначьте исходную точку на листе и диктуйте ребенку, куда от нее двигаться дальше: одна клетка вверх, три вправо, две вниз и т.д. Лучше и интереснее будет, если вы заранее подготовите необычные рисунки, которые в итоге должен будет получить ребенок: это может быть машинка, кораблик или робот. Подходите к процессу творчески!

Чаще всего грязно в тетрадях и прописях бывает у импульсивных, эмоциональных детей. И им достаточно сложно объяснить, почему написанные им с таким старанием палочки и закорючки плохи, а за критикой вообще может последовать отказ в обучении письму. Поэтому очень важно проявлять терпение и понимание в обучении детей красивому письму. Необходимо помнить, что фраза ребенка “У меня ничего не получается” – это просьба о помощи, поэтому первое время просто необходимо выполнять работу по обучению каллиграфии вместе с ребенком.

Видео: Советы от специалистов — как научить ребёнка красиво писать

Читайте также:  5 эффективных способов привить любовь к чтению

Оставляйте свои комментарии ! Делитесь опытом! Ведь Вы можете помочь другим родителям ответить на их вопросы!

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет. Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь. Так советуют логопеды и психологи. Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память. Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.

Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:

  • Фонематический слух (слух на звуки)
  • Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
  • Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
  • Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)

Ребенок учится читать вместе с мамой

По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах. Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент. И второй, не менее важный — это момент развития общения. Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.

Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома. Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго. Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность.

Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть. Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность. С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.

Ребенок учится складывать слоги — с гласных

Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо. Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.

Читайте также:  Молозиво - это... Коровье молозиво. Как готовить молозиво

Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право. Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны. Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка. Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее. Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.

Рекомендуем Вам:

  1. Как гаджеты влияют на детей, в чём вред и польза
  2. Как подготовиться к семейной фотосессии с детьми
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  4. Как заставить ребенка есть
  5. Как и в чем встречать Новый 2018 год

Советы родителям

  • От правильной осанки малыша за столом во время письма зависит не только красота и качество почерка, но и здоровье малыша. Поэтому подготовьте удобное рабочее место для ребенка. Малыш должен сидеть прямо, упираясь спиной на спинку стула. Следите, чтобы ребенок не наваливался всем телом на стол, а его руки лежали на столе. Тетрадь или проспись должна располагаться на столе чуть под наклоном.
  • Выбирая ручку для письма, обратите внимание на ее длину и диаметр. Длина ручки не должна превышать 15 см, а диаметр 6-8 см, стержень должен быть мягким и писать плавно, не царапая тетрадь. Не заставляете ребенка писать насильно, уделяйте ему внимание и не занимайтесь ежедневно. Не ругайте и не критикуйте его за неправильно написанные буквы. Любое обучение в таком возрасте должно быть в форме игры и увлекательного занятия. Если малыш почувствует, что писать буквы – «обязаловка», подсознательно он начнет протестовать. В таком случае обучение на время остановите, чтобы негативное представление о письме у него рассеялось. Объясните ребенку, что как важно для него научиться красиво писать.
  • Чтобы научить ребенка писать и быстро освоить навыки письма постоянно развивайте мелкую моторику: лепите, играйте в пальчиковые игры, шнуровки, перебирайте крупы, собирайте пазлы, разукрашивайте картинки.

Для освоения письма потребуется время и терпение. Помните, что во время письма у малышей, которые сильно зажимают ручку, быстро устают пальчики. Не заставляйте малыша писать, если он устал и не хочет продолжать занятия, лучше проведите расслабляющую гимнастику для пальчиков. Систематически выполняйте занятия, проявляйте к ребенку внимание и терпение и уже в скором времени он порадует вас красиво написанными словами в тетраде.

Легко ли учиться читать?

Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?