«Ребенок должен сам завязывать шнурки». Психолог о воспитании личности

Семейный психолог Леонид Лысенко на личном примере знает, что значит быть отцом. Он сам воспитывает троих детей и признается, что это огромная радость — наблюдать за тем, как они растут и начинают превосходить родителей. В интервью «АиФ-Черноземье» он рассказал, почему не стоит тщательно готовиться к рождению ребенка и как совмещать отцовство с работой.

«Исключите треть дохода»

Фаина Мания, «АиФ-Черноземье»: Сегодня не часто встретишь многодетную семью. Многие решаются лишь на одного ребенка. Как вы думаете, с чем это связано?

Леонид Лысенко: Давайте заглянем в историю. Если в традиционном обществе ребенок был помощником и мог с трех лет пропалывать огород, то сегодня дети начинают участвовать в хозяйственной деятельности в лучшем случае с двадцати лет. А если в семье трое детей? На плечи родителей ложится тройная нагрузка. Во-вторых, сегодня пары образуются позже, они предохраняются и не спешат заводить детей. В-третьих, к сожалению, сегодня семьи образуются не на всю жизнь. К тому моменту, когда ребенок поступает в первый класс, часть семей уже распадаются. А на новые отношения, и тем более рождение второго ребенка, решаются далеко не все.

«Исключите треть дохода»

Кто сегодня отвечает за семейность? Советская власть, например, следила за тем, что происходит в семьях. Если мужчина плохо относился к жене, ему могли устроить на работе выговор. Сегодня сложно представить, чтобы сотрудника «разбирали» в коллективе за измены. Да, есть масса мер поддержки государством одиноких матерей. Но это протезы, которые мы раздаем уже после того, как семья распалась. Чтобы счастливых семей было больше, нужно пропагандировать радость отцовства и материнства. Ведь это замечательно смотреть, как растут твои дети. Но вместо социальной рекламы, демонстрирующей как хорошо отдыхать всей семьей, нам показывают развод президента.

— Леонид, как парам подготовиться к рождению первенца?

Статья по теме От отрицания до принятия. Работник ЗАГСа, пары и психолог об этапах развода

— Я бы советовал не готовиться. От большой подготовки люди крадут у себя время радостного родительства. У меня есть клиенты, которые рожают первенца в 35-40. Да, они готовы морально, но физически у них уже нет столько сил, сколько нужно на воспитание ребенка. В этом возрасте люди быстрей утомляются и сложней переключаются с одного действия на другое. А сегодня пары хотят решить все материальные проблемы, а потом уже заводить детей. Они забывают о том, что материальные блага приобретаются с годами, а здоровье, наоборот, растрачивается. Конечно, не нужно вступать в отношения и сразу же заводить детей. Но когда у вас уже есть договоренность по быту, эмоциональная поддержка друг друга, вы пережили кризисы, у вас есть совместные интересы и цели, то можно заводить детей без подготовки. А в материальном плане можно подготовиться следующим образом – исключите из своего обращения треть дохода. Представьте, что эти деньги вы потратили на ребенка, и проанализируйте, как вы выживаете в стесненных условиях.

— Но по статистике многие пары разводятся именно в первый год после рождения ребенка. Почему так происходит?

Читайте также:  39 увлекательных подвижных игр для детей дома

— Так происходит, когда пары и до рождения ребенка держались кое-как. Молодые люди встречались, все время посвящали друг другу. И тут девушка забеременела, переключилась на внутренние ощущения. У парня стала расти нагрузка – материальная и моральная. Радостей не прибавляется, а напряжение растет. Начинаются взаимные обвинения. «Ты меня разлюбил, на руках не носишь, по ресторанам не водишь», — говорит девушка. А муж ей в ответ: «Какие нам рестораны, когда я один работаю для троих». Чтобы такого не происходило, нужно проверять свои отношения, задавать друг другу неприятные вопросы. Если кто-то из нас заболеет, что будет делать второй? Если в семье один перестанет зарабатывать, как будем делить деньги? Если пройдет любовь, мы расстанемся или будем жить без чувств? Как мы поступим, если между нами произойдет измена?

«Исключите треть дохода»

Нужно давать право выбора, но ограничивать его. Большая ошибка родителей – это перекладывание ответственности на ребенка.

«Смартфоны не должны влиять на самооценку». Психолог о детях и деньгах Подробнее

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Хотя существует большое количество способов шнуровки обуви, маленькому ребёнку целесообразно показать два основных:

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Бантик, состоящий из двух петель

  1. Вначале шнурки завязываются в узел. Это просто: два конца складываются крестиком, один кончик продевается под другой, оба затягиваются.
  2. Возле узла формируются петли.
  3. Петли скрещиваются, верхняя загибается вниз и помещается в образовавшееся колечко.
  4. Петельки нужно потянуть в разные стороны — узелок стянется и получится бантик.
Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Метод завязывания бантиком для многих более прост, чем метод одной петли

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Чтобы малышу было проще, нужно придумывать различные образы. Так, петли на шнурке сравниваются с ушками зайчика, крылышками бабочки.

Метод одной петли, или «бабушкин узел»

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)
  1. Снова завязывается узел.
  2. Из конца одного шнура (возле узла) делается петля.
  3. Другим концом нужно обхватить вокруг эту петлю и завести вниз перекрещённую шнуровку.
  4. Просунуть «ушко» в дырочку и затянуть бантик.

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Изначально делается одна петля, а не две

Важные нюансы

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)
  1. Перед тем как шнуровать обувь, данные виды шнуровки ребёнку лучше освоить на матерчатых поясах, широкой тесёмке, атласной ленточке.
  2. Сами шнурки для тренировки нужно выбирать нескользкие, с твёрдыми наконечниками, не очень тонкие.
  3. На первых порах можно окрасить половину шнурка в другой цвет. Так малышу будет проще разобраться, например, какую петлю разместить сверху.
  4. Когда взрослый показывает ребёнку процесс шнурования, ему следует сесть сзади него, а не напротив. Иначе малышу будет сложно зеркально повторять движения, он может запутаться.
  5. Тренировка не должна быть слишком длительной, чтобы не утомлять ребёнка. Кроме того, не нужно «приставать» к карапузу с обучением непосредственно перед прогулкой — для этого нужно выбрать свободное время, когда не нужно никуда собираться.
  6. Пока малыш не освоил хорошо один метод завязывания, не стоит начинать другой.
  7. Если ребёнок левша, это нужно учитывать при обучении. В отличие от взрослого-правши, скорее всего, ему будет проще накладывать левую петлю на правую (например, при завязывании бантика из двух ушек). Поэтому не нужно переучивать ребёнка на своём примере — пусть делает так, как ему удобно.
  8. Процесс завязывания следует сопровождать прибаутками, забавными стихотворениями, тогда обучение будет проходить весело и непринуждённо. Вот один из вариантов:
      Зайчик-душка, у него два ушка. Зайчик кустик обошёл, В норочку свою зашёл И морковку там нашёл!
  9. Жили были червячки Бим и Бом. Однажды они пошли гулять. Взялись за ручки, идут, веселятся. Вот встретились им зайчики Тима и Тёма. Позвали они червячков в гости попить чаю.
Читайте также:  Как воспитывать близняшек. Советует психолог

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Во время тренировки взрослому лучше сесть позади ребёнка, а не напротив

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик — видео

Отношение к умению завязывать шнурки у всех родителей разное. Кто-то стремится как можно быстрее научить ребенка завязывать шнурки этому навыку, ведь скоро в детский сад. А кто-то не спешит и до школы. Но в любом случае, рано или поздно любому родителю придется столкнуться с этой проблемой.

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

Чтобы процесс не доставлял малышу беспокойства и не вызывал никаких негативных эмоций, родителям необходимо набраться терпения.

Существует несколько правил по обучению ребёнка завязыванию шнурков на обуви: — подходящий возраст для обучения это 4-6 лет, так как к этому времени у ребенка формируется моторная функция. — необходимо учитывать более раннее развитие девочек. При появлении желания у своей дочки учиться завязывать шнурки, нужно помочь ей в этом. Даже если ей не исполнилось четырёх лет. — ребёнок должен знать, где у него находиться левая и правая нога. — не нужно показывать ребёнку сразу несколько вариантов шнуровки. Ребёнок может в них запутаться. — ребёнок быстрее запомнит шнуровку, если при этом повторять одни и те же слова-объяснения. — помогать ребёнку в завязывании шнурков лучше находясь с боку или сзади.

Не каждому ребенку дается освоить умение завязывать шнурки за один вечер. Скорее всего, родителям придется повторять эту процедуру с малышом несколько раз в течение нескольких дней.

Начинать обучение можно, как только малыш проявил интерес к шнуркам. Это же так здорово, вытаскивать шнурок и просовывать его обратно в дырочку! Желательно приобрести для этой цели, специально созданные детские игрушки-шнуровки, но можно при желании и изготовить их своими руками. Благодаря подобным игрушкам малыши быстрее осваивают новое обучение. Ниже Вы можете увидеть один из вариантов самодельной шнуровки для тренировок.

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

Сядьте с ребенком так, чтобы он не повторял ваши движения зеркально. Положите перед ним шнуровку или обувь, и начните с простого — завязывания обычного узла. Когда ребенок освоит этот навык, можно переходить к бантикам.

Способов завязывания шнурков довольно много, но не стоит сразу загружать ребенка информацией, для начала лучше выбрать самый простой метод. Смысл в том, что «ушко» формируется только из одного шнурка, а второй продевается в петельку из скрещенных шнурков, но высовывается с другой стороны не до конца Такой метод называется «бантик».

Второй способ тоже довольно прост: «ушки» формируются у обоих шнурков и завязываются как обычный узелок. Такой метод называется «бабушкиным узлом».

Когда маленькие ручки с первого раза будут завязывать простые бантики, можно попробовать освоить и более сложные узлы.

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

Важный момент в любом обучении — это похвала. Даже, если у ребенка в двадцатый раз ничего не получилось — не ругайте, иначе возникнет ассоциация: шнурки — неудача — будут ругать. Уделяйте хотя бы 10 минут в день этой процедуре и ваш малыш вскоре освоит этот навык.

Для того, чтобы обучение было веселее и проще, можно использовать сказки и стихи, представленные ниже.

Встретились два червячка Бим и Бом (левый и правый) . «Пошли гулять?» «Пошли!» (перекрест шнурков) Взялись за ручки (узел). Идут -веселятся (шнурками помахать:)))) Навстречу зайчики (делаем уши из шнурков) Придумайте имена зайцам….Зайцы приглашают ЧЕРВЯЧКОВ пить чай. Берутся все за руки (перекрест ушей) и бегут в норку (одно ухо в дырочку) .

Читайте также:  Как составить современное детское меню на неделю

Ты хочешь завязать шнурки? Не бойся, это пустяки. Берешь шнурок, петля крючок, О, чудо! Вышел узелок. Сначала нужно их стянуть, Потом продеть и захлестнуть. Петля, крючок и вот, Ботинок не спадет.

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

Зайчик-душка, У него два ушка! — Делаем петельки из шнурков Зайчик кустик обошёл, — Перекручиваем одну петельку вокруг другойВ норочку свою зашёл. — Просовываем петельку в дырочку . Вот и всё! — Затягиваем!

С каждым годом малыш овладевает все новыми и новыми навыками. Вначале дети учатся самостоятельно одеваться, затем застегивать пуговки или молнию, и вот пришла очередь шнурков. Некоторые родители приходят в замешательство, не представляя себе, как научить своего малыша этому навыку? Но, оказывается, не все так страшно. Психологи утверждают, что лучшим временем для обучения ребенка навыку завязывания шнурков является период с 3,5 до 6 лет.

Как сделать процесс обучения завязыванию шнурков эффективным и интересным для ребенка

Чтобы знания усваивались легче, а ребёнка не покидало желание и дальше познавать незнакомые, но необходимые для жизни вещи, родители могут применить некоторые полезные советы:

Самое важное, чтобы желание учиться не проходило, именно для этого родителям нужно позаботиться о новой обувки для своего чада. Если до этого малыши больше ходили в ботинках с липучей застёжкой, то теперь новая обувь со шнуровкой должна стать для них символом взросления и особой ответственности. Заинтересовать их можно любой темой, относящейся к завязыванию узлов – приключениями моряков, не мыслящих своей жизни без вязания узлов. Для девочек привлекательным может стать рассказ о всевозможных способах применения шарфиков и косынок – чтобы повязать их стильно и модно, необходимо немалое умение.

Совет. Во время обучения садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним. Это нужно сделать для того, чтобы ребенок не копировал ваши движения в зеркальном отражении, а просто повторял все за вами.

Маленьких детишек можно начать тренировать на матерчатых поясках, широких тесёмочках, красочных ленточках – пусть сначала будут простые узелки и бантики, умение приходит при регулярных занятиях. Когда дело коснётся шнурков, отец или мама могут разместиться сзади ребёнка и, держа его ручки в своих руках, направлять движения. Однако наилучшим методом всё же является расположение рядом, и ребёнок имеет возможность синхронно копировать приёмы, глядя на руки родителей.

Следует учитывать некоторые факторы, которые непосредственно влияют на успешность занятий:

  • Не надо проводить обучение второпях – мамы или папы должны быть абсолютно свободны и полностью посвятить себя ребёнку;
  • Если предстоит прогулка, поход в кино или зоопарк, не надо заниматься с малышом тренировкой – его внимание будет невольно отвлечено мыслями об интересных встречах;
  • Маленькие дети быстро начинают чувствовать усталость, поэтому уроки должны быть короткими, но содержательными;
  • Изучение каждого узелка и способа шнуровки должно проходить последовательно. Пока ребёнок не освоил один метод, не стоит предлагать ему попробовать другой.