Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сон малыша

Если же малыш плохо спит по ночам, то этому может предшествовать несколько причин:

  • Не устал за день.
  • Наоборот сильно пере возбудился перед сном.
  • Чувство голода.
  • Мешает спать мокрый подгузник.
  • Что-то болит.
Сон малыша

Что бы сон стал крепким, можно постараться провести несколько простых манипуляций перед сном это:

  1. Покупать малыша, вода поможет ему расслабится и снимет весь энергетический мусор, который накопился за день.
  2. Покормите ребенка.
  3. Приглушите свет.
  4. Поменяйте подгузник.
  5. Поставьте тихо спокойную музыку, лучше классику.
  6. Проветрите помещение за тридцать минут до сна.

Закрепляем умения

Что касается различных навыков, приобретенных в три месяца, то в основном идет закрепление «пройденного материала».

  • Продолжает развиваться зрение. Кроха способен дольше концентрировать взгляд на неподвижном предмете, внимательно следить за движущейся яркой игрушкой (лишь глазами, без поворота головы).
  • Удержание головки. Если выложить малыша на животик, он, опираясь на предплечья, сможет высоко поднять голову и плечи и находиться в подобном положении достаточно долго, пока не устанет.
  • Активно развиваются речевые навыки. Младенец прибавляет к имеющемуся запасу новые звуки и слоги, начинает общаться с родителями, игрушками и домашними животными. Мама, слыша лепет и войдя в комнату, вероятно, увидит следующее: чадо лежит на животике, перед ним какой-нибудь игрушечный (а то и настоящий) пес, кот, и малыш что-то очень эмоционально «рассказывает» бессловесному благодарному слушателю, молча внимающему детской речи. Но, конечно, общения с родителями ничто не заменит.
  • С развитием слуха у малыша тоже хорошо. Теперь он не просто слышит человеческую речь, а умеет отличать голоса мамы и папы от остальных посторонних шумов. Услышав родные звуки, он начинает активно двигаться всем тельцем, молотить ручками и ножками, вертеть головкой и откликаться, показывая безмерную радость.

Отклонения в развитии

Каждая мамочка должна знать, что должен делать малыш в 3 месяца. Конечно, каждый ребёнок индивидуален и развитие его происходит по-разному. Но есть ряд причин, по которым родителям стоит показать своего малыша специалистам. Нужно призадуматься если к концу третьего месяца младенец не умеет:

  • Держать голову хоть недолгое время.
  • Отличать голоса и реагировать на шумы. То есть когда гремишь погремушкой в стороне от его головки, он просто не обращает на это внимания.
  • Тянуться к ярким предметам, находящимся перед ним.
  • Следить глазами за предметами, которые кто-либо перемещает перед ним.
  • Обращать внимания на улыбки или ласковые обращения к нему.
  • Рассматривать свои ручки или ножки, а также контролировать свой плач.
  • Играть пальцами своих ручек.

Когда близкие выявляют вышеперечисленные отклонения, следует обратиться к участковому педиатру с вопросами. Кроме того, нужно начинать усиленно заниматься с маленьким человечком. Это поможет ему сровняться со своими сверстниками и приблизиться к норме своего развития.

Как успокоить ребенка, если он капризничает

Причин для плача младенца может быть множество. Поэтому нужно хорошо разобраться в причинах его недовольства, потому что сам сказать о своих желаниях он не может.

Причины плача:

Как успокоить ребенка, если он капризничает
  • голод;
  • одиночество и желание пообщаться;
  • переутомление и от этого невозможность самостоятельно уснуть;
  • испуг, причин его для маленького человечка может быть множество: это внезапный свет, резкий звук, громкий шум;
  • скука;
  • если ребенок испытывает какой-то дискомфорт: мокро, жарко, тесно и т.д.;
  • у младенца что-то болит.

Для успокоения своего чада можно пользоваться следующими приемами:

  • покачать ребенка (на руках, в кроватке, в коляске);
  • дать ему что-то пососать, чаще всего используют пустышку, потому что сосательный рефлекс успокаивает маленьких детей;
  • массировать или погладить ребеночку спинку — мамины прикосновения действуют успокаивающе;
  • телесный контакт, то есть взять ребенка так, чтобы он чувствовал тепло кожи и сердцебиение матери;
  • пропеть колыбельную;
  • развеселить, подув на животик, ручки или ножки.
Как успокоить ребенка, если он капризничает

Необходимо прислушиваться и изучать манеру поведения своего малыша, и тогда можно будет сразу понять его желания.

Читайте также:  Как быть уверенной в себе — советы психолога

Похожие записи:

Правильное развитие ребенка в 5 месяцев

Ошибки детей как движущая сила развития

Ребёнок какается в штаны

Как успокоить ребенка, если он капризничает

Как помочь ребенку в его развитии?

С каждым днем появляется все больше возможностей для развития крохи. Итак, если вы хотите ему помочь, воспользуйтесь несложными советами:

1. Много гуляйте с ребенком, в любую погоду. Ему очень нужен свежий воздух. Естественно, если температура на улице ниже чем -10, прогулку надо заменить открытой форточкой, при этом малыш должен быть тепло одет.

Понемножку приучайте кроху к солнышку. Ведь солнечные лучи помогают укреплению организма, повышению иммунитета. Обязательно следите за отсутствием сквозняка и попадания прямых солнечных лучей на малыша.

2. Закаляйте ребенка. Можно использовать обтирания, воздушные ванны, комплексы гимнастики и массажа, подобрать которые вам помогут в поликлинике. Все это целесообразно сочетать с потешками и песенками.

3. Знакомьте малыша с окружающим миром. Во время прогулки, когда он бодрствует, рассказывайте ему все, что происходит вокруг. Когда вы дома что-то делаете, объясняйте это крохе. Знакомьте его с разными тканями и фактурами.

Как помочь ребенку в его развитии?

4. Купите малышу манеж. Активничать в нем очень полезно для крохи, ведь там он может свободно двигаться без риска для себя. Играя в манеже с красивыми яркими игрушками, ребенок будет всегда в хорошем настроении.

5. Активно общайтесь с малышом. Говорите с ним. Кривляйтесь вместе, учите ребенка разнообразной мимике, надувать щечки, чмокать губками, высовывать язычок. Это не просто веселое времяпрепровождение, но и тренировка столь важных для формирования речи носогубных мышц.

6. Играйте с ребенком. Повесьте возле него несколько удобных для захватывания игрушек, к которым он сможет дотянуться. Такие тренировки не только укрепляют мелкие мышцы пальцев и добавляют тактильные ощущения, но и поможет в дальнейшем при письме. Кроме того, движения кисти, связанные с речевыми областями мозга, помогают развитию речи. Вкладывайте то в правую, то в левую ладошку малыша игрушки разной формы и фактуры, забирайте их и предлагайте опять. Пусть он трогает, захватывает, держит. Главное, чтобы это ему нравилось.

7. Занимайтесь с крохой музыкотерапией. Подберите ему коллекцию классики, звуков природы. Информацию о пользе определенных композиций можно всегда найти в Интернете. Но только не перестарайтесь! Следите за эмоциями вашего малыша, и, если ему не нравится, не насилуйте его.

И, конечно же, не забывайте о колыбельных. Ученые доказали, что они очень благотворно влияют на развитие крохи.

8. Стимулируйте развитие зрения ребенка. Развесьте на стенах картинки и рисунки, не забывая их периодически менять. Называйте изображенные предметы, объясняйте их назначение, озвучивайте нарисованных животных. Пусть это станет для вас и вашего малыша веселой игрой.

9. Играйте в «ку-ку» — закрывайте лицо руками, словно бы прячась, а затем открывайте его, произнося «ку-ку». Увидите, малышу очень понравится эта игра.

10. Танцуйте, кружитесь, раскачивайтесь в разные стороны вместе с крохой.

11. Не оставляйте малыша без присмотра. Уберите из зоны досягаемости все опасное – химию, острые, бьющиеся, токсичные предметы, растения, мелкие детали.

Как помочь ребенку в его развитии?

12. Следите за чистотой игрушек и окружающих кроху предметов. Помните – сейчас он все изучает через рот, поэтому туда не должно попадать грязное. Промывайте игрушки в мыльной воде.

Сейчас у вашего любимого малыша «душевное» — психика и «телесное» — моторика тесно связаны и переплетены между собой. Эмоции стимулируют движения, и, наоборот, мышечная активность помогает развитию психики. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, вы не только улучшите его физическое состояние, но и поспособствуете развитию его психической сферы. И, конечно же, постоянное и щедрое проявление любви к вашему крохе лучше всех остальных факторов справится с задачей его гармоничного развития. Впрочем, вы это и так хорошо знаете, правда?

Любите своего малыша, растите здоровыми и счастливыми! Анна Кутявина для сайта

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» — способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.
Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам
Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам
Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам
Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Малыш меняется на глазах, взгляд становится осмысленным, а мышцы набирают большую силу. Ненужные рефлексы угасают, зато появляются необходимые умения. Основные рефлексы в 3-месячном возрасте — что должен уметь:

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев, в 3 месяца в норме отсутствует.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Если какие-либо рефлексы проявляют себя не по срокам или отсутствуют, когда должны быть, — это повод показать ребёнка невропатологу, так как существует вероятность поражения нервной системы.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Бодрствование в этом возрасте становится активным. Малыш с радостью общается с мамой и близкими людьми, не любит оставаться один. Он уже многому научился и получает удовольствие от своих действий. Навыки и умения малыша:

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Ребёнок хорошо держит головку, приподнимаясь на предплечьях

  • уверенно держит головку;
  • лёжа на животе, приподнимается на предплечьях и может пробыть в таком положении несколько минут;
  • плавно следит за передвигающейся игрушкой;
  • поворачивает голову и направляет взгляд в сторону источника звука, даже когда кушает;
  • ручки становятся более послушными и двигаются в сторону объекта;
  • крик интонационно окрашен, появляется певучие гуление;
  • при общении с людьми возникает комплекс оживления;
  • узнаёт лицо мамы и других членов семьи;
  • улыбается сам или в ответ на улыбку другого человека, некоторые малыши начинают смеяться;
  • «подзывает» маму плачем;
  • рассматривает и тянет в рот собственные руки;
  • попадает руками по игрушкам, которые находятся рядом;
  • если удаётся что-то захватить в ручку, тянет это в рот;
  • переворачивается со спинки набок и обратно.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Если ребёнок ещё не освоил какие-то определённые навыки, но в целом его достижения радуют родителей, не следует беспокоиться. Возможно, массаж, гимнастика и дополнительные занятия с малышом помогут скорее заполнить некоторые пробелы. Уход за ребенком на третьем месяце жизни

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

В этом периоде у детей налаживается регулярный однородный стул. Следует внимательно отнестись к этому делу. Если случаются запоры, и ребенок не пачкает памперс по нескольку дней, то необходимо скорректировать свое питание при грудном вскармливании или подобрать подходящую смесь. Но в том случае, когда стул однородный и мягкий, но редкий, не стоит паниковать. Это значит, что питание хорошо усваивается.

Читайте также:  Когда и в какие сроки нужно прописывать новорожденного ребенка

Следует обеспечить, чтобы ребенок был чистый, а памперс сухой. Ежедневное купание и смена подгузника не более, чем через 3-4 часа (или чаще, при необходимости) – это то, что нужно организовать в первую очередь.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

В этом возрасте можно подумать о налаживании режима. Это значительно облегчит непростой уход за маленьким человеком. Кормление, сон, прогулки и купание по часам помогут маме освободить время для себя.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Также в уход за ребенком на третьем месяце жизни входит забота о его здоровье. Для этого нужно своевременно посещать детского врача, заботиться о том, чтобы были проставлены все прививки, организовать качественное питание, не допускать контакта малыша с заразными больными.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Психоэмоциональное развитие ребенка

К третьему месяцу развитие психики и эмоций малыша достигает своего пика, ведь ребенок уже очень активный. Родители уже должны заметить следующие изменения:

  • Зрение становится лучше, малыш умеет фокусировать внимание на одном предмете. Проведите простой тест: возьмите яркую игрушку и покажите ребенку, а потом медленно отведите ее вправо и влево. Он следит за игрушкой глазками? Если да, то все в порядке! Но после такого теста малыш обязательно захочет подержать и погрызть яркую игрушку, поэтому не оказывайте ему!
  • Изменяется слух, становясь более чувствительным. Ребенок уже умеет узнавать голоса папы и мамы, при громких звуках он начинает плакать, реагирует на звуки, доносящиеся из телевизора.
  • Обоняние и вкус. Малыш ярко реагирует на различные запахи и уже умеет различать вкус маминого молочка. Если молоко горчит, то кроха откажется сосать грудь.

Наравне со слухом и зрением у ребенка развивается осязание и хватательный рефлекс, новыми изменениями малыш наслаждается, с удовольствием рассматривая лица родителей, игрушки и картинки.

Читайте также:  Как лечить фарингит у детей в домашних условиях быстро и эффективно?

Также к этому возрасту у ребенка пропадет ряд младенческих рефлексов: малыш не делает губки трубочкой, если прикоснуться к верхней губе, и не открывает ротик, когда мама надавливает на его ладошку.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине — так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки — вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько «требовательным», сколько «просящим»: появляются паузы, как ожидание ответа. «Комплекс оживления» проявляется в полной мере — улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление — гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление — протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского: