Развитие ребенка 12 месяца жизни. Календарь развития

С годовалым малышом и двухлеткой намного больше забот

Развитие органов чувств

Навыки ребенка:

  • Не прекращает совершенствоваться ориентация и искательные движения рук. Ребенок может стойко и преднамеренно увлекаться одной игрушкой на протяжении 5-10 минут и более. Дети в этом возрасте могут не только увлекаться какой-либо игрушкой, но и выбирать для себя более функциональную и интересную вещь. Она и будет для них самой занимательной по всем игровым качествам.
  • Ребенок уже может производить манипуляции по открыванию и закрыванию дверей или шкафчиков, вкладыванию и выкладыванию предметов.
  • Координация в движениях рук становится более слаженной, большой, средний и указательный пальцы начинают принимать активное участие в движениях рук.
  • Развивается память. Ребенок может помнить моменты, что произошли в течение продолжительного времени.
  • Действия родителей: ребенку необходимо позволять самостоятельно развиваться с помощью игр. Ребенок должен чувствовать удовлетворение от определенных проделанных действий, например, собирание пирамиды или раскрытие матрешки.

    Развитие логического мышления у ребёнка 1-лет

    Основы логики закладываются уже в этом возрасте. Несмотря на то, что двухлетки ещё мыслят образными категориями, появляются первые умозаключения и логические цепочки. Развивать и укреплять нужно навыки, направленные на форму и цвет предметов, их принадлежность к целому, сходство и различие, классификацию, а также на понимание причинно-следственных связей.

    В этом возрасте ребёнку нужно трогать предметы, держать их в руках и даже тянуть в рот, поэтому наиболее эффективными будут занятия с кубиками, деревянными игрушками, сортерами, рамками-вкладышами, счетными палочками. Когда этап с предметами пройден, можно переходить к упражнениям с карточками.

    Подходящие занятия на логику в возрасте 1-2 лет:

    • Сортировка предметов. Это поможет малышу научиться соотносить объемную фигуру с контуром, например, куб с квадратом, шар с кругом.
    • Пирамидки. Классическая детская игрушка позволяет освоить логику построения предметов от большого к маленькому.
    • Игры на изучение цветов, например, такие, где нужно положить предмет на такую же по цвету карточку.
    • Поиск лишнего предмета – другой формы или цвета.
    • Аппликации. Создание объемной картины подходит для того, чтобы повторить название геометрических форм, а также составить целое из частей.
    • Конструктор. С его помощью можно научиться многому – различать детали по цветам и размерам, соединять их в одну конструкцию и, конечно, разрушать её.
    • Простые пазлы из 2-4 фрагментов.

    Развитие речи

    • Много разговариваем с малышом;
    • Рассказываем малышу стишки, потешки;
    • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;
    • Расширяем пассивный запас слов малыша (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, изучаем части лица и тела);
    • Знакомим малыша со звукоподражательными словами (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
    • Устраиваем «переклички», повторяя вместе с малышом простые слоги
    Читайте также:  7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

    ⚜ Введение прикорма

    Очень важно своевременно вводить прикорм. Для малышей, привыкших к материнскому молоку, прикорм вводят с 6 месячного возраста, а вот детям на искусственном вскармливании лучше ввести его с 5 месяцев, поскольку их организм уже нуждается в дополнительных витаминах и минералах. При этом молодым родителям нужно точно знать, какой продукт и с какого возраста разрешен для употребления.

    Как правильно организовать питание детей первого года жизни по месяцам? Сроки введения прикорма зависят от веса новорожденного, вида вскармливания, наличия аллергии, норм набора веса, особенностей пищеварительной системы. Разобраться с этим помогут специалисты. Можно выделить несколько общих рекомендаций при нормальном развитии ребенка.

    1. Первый прикорм – овощи. Это должно быть пюре из белого или зеленого плода, объемом не больше чайной ложки. Постепенно количество увеличивается до 100-200г. Следует выбирать овощи с невысоким содержанием клетчатки.

    2. Каши вводятся с 6-7 месяцев и готовятся исключительно на воде. Можно варить рис, гречку, овсянку и кукурузную крупу. Если каждую отдельную кашу организм воспринимает хорошо, можно предложить ребенку миксы злаков с добавлением перетертых отварных овощей. В каши также рекомендуется добавлять 2-3 капли растительного масла. А вот сливочное масло вводится в прикорм с 7 месяцев. Его нужно добавлять в овощные пюре и отварные кашки в минимальных количествах (от 2 до 10 г).

    3. Фруктовое пюре, желток и мясное пюре появляется в рационе не раньше 8-9 месяцев. Фруктовое монопюре или многокомпонетное блюдо готовят исключительно из неярких плодов. Мясные пюре не стоит давать ежедневно, лучше через день-два. Готовить их можно из нежирных сортов говядины, крольчатины, индюшатины, телятины. Что касается вареного желтка, то его понемногу добавляют в мясные блюда и каши.

    4. В 9-10 месяцев организм малыша готов принимать кисломолочные продукты, творог, субпродукты и несладкое печенье. В этом возрасте он справится с йогуртом, кефиром и биолактом. Творог разрешается давать как в чистом виде, так и с фруктовым пюре. Печенье обязательно должно быть не сладким, начинать нужно с 1/3 кусочка, постепенно увеличивая количество. Суточный максимум – 10 штук.

    5. Правильное питание младенцев допускает рыбу с 10-11 месяцев жизни. Предпочтительнее выбирать только нежирные сорта. Подходит для ребенка треска, речной окунь, хек. Филе рыбы необходимо готовить на пару, предварительно выбрав из него все кости, включая самые мелкие. Прежде, чем дать приготовленную рыбу малышу, ее следует пюрировать. С 11-12 месяцев в детское меню добавляется мясной бульон и ягодные пюре.

    Читайте также:  Как выбрать правильный размер обуви ребенку

    6. В 1 год малышу можно давать все основные группы продуктов. Исключать из рациона грудное молоко или оставить его, мать решает с учетом собственных желаний и рекомендаций врачей.

    ⚜ Введение прикорма

    Эмоционально-социальное развитие ребенка месяца жизни

    Знакомство с окружающими людьми

    Ребенок хорошо ориентируется в пространстве своего жилья и в ближайшем окружении. Он целенаправленно выбирает направление своего движения, стимулирует взрослого идти по его желанию. Ребенок активно подражает действиям взрослого — пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, стирать, разбирает и ставит вещи на место, держит чашку и самостоятельно пьет из нее, пытается пользоваться ложкой и т.д.

    Знакомство со своим телом

    Продолжает развиваться интерес к своему лицу, голове, половым органам.

    Эмоции

    Становятся разными формы проявления ребенком внутренних переживаний, они становятся более глубокими, расширяется арсенал внешних проявлений своего положительного и негативного отношения к окружающим.

    Ограничение взрослыми личного поведения ребенка, запреты, вызывает недовольную реакцию. Радуется не только одобрению взрослого, но и самому выполнению поставленной задачи. Малыш проявляет нетерпение, может топнуть ногой, если чем-то недоволен.

    Социализация

    Расширяется круг взрослых и детей, с которыми приходится встречаться ребенку. Он терпимее относится к чужим людям, проявляет к ним интерес, сохраняя при этом определенное расстояние. Малыш все чаще замечает среди окружающих детей, всматривается в лицо, наклоняется к ним, пытается прикоснуться. В незнакомой обстановке ведет себя очень осторожно.

    Общение

    У ребенка накапливается арсенал средств общения, который он интенсивно использует во взаимодействии со взрослыми, формы, приемы, средства общения становятся более разнообразными.

    Годовалый малыш проявляет повышенный интерес к незнакомым людям, наблюдает за ними, сидя на руках у матери, указывает пальцем на тех, кто его заинтересовал, эмоционально отчетливо реагирует на приятных и неприятных людей.

    Задача развития: — содействовать развитию подражательного поведения годовалого ребенка, одобрять не только правильное выполнение им показанных взрослым несложных предметных действий, но и попыток обнаружить элементы инициативы; — поддерживать попытки ребенка самостоятельно выполнять простые действия и поручения взрослого; — спокойно и адекватно реагировать на проявления ребенком позитивных и негативных эмоций, упражнять в умении запоминать реакцию матери и отца на типичные проявления его эмоционально-социального поведения; — обогащать впечатления малыша от совместных сюжетных игр и предметных действий.

    Организация жизнедеятельности

    Читайте также:  Жаропонижающие средства для детей: список лучших от 1, 2, 3 лет

    Взрослые организуют жизнь годовалого ребенка таким образом, чтобы совместные игры и занятия чередовались с краткосрочными самостоятельными играми. На протяжении них родители предоставляют ребенку возможность действовать по собственному усмотрению, незаметно обогащают предметно-игровую среду, без нужды не вмешиваются в ход его игры, не прерывают ее словесными указаниями и эмоциональными реакциями.

    Родители становятся активными наблюдателями за поведением и деятельностью ребенка, с пониманием относятся к попыткам участвовать в действиях взрослых.

    Время от времени обращайте внимание ребенка на свое отражение в зеркале, поддерживайте его желание улыбнуться ему, поиграть с ним. Во время общения с ребенком не только выражайте ему свою привязанность, улыбайтесь, но и вместе играйте, занимайтесь несложной предметно-практической деятельностью.

    Развивая у ребенка первого года жизни познавательную активность, направленную на ознакомление с собственным «Я», предлагайте ему время от времени рассмотреть собственные руки, ноги, одежду, пристально вглядеться в зеркало на свое лицо, прическу, детали туалета, разным тоном называйте его имя, используйте относительно малыша ласкательные и сдержанные высказывания.

    Одобряйте малыша за его умелые действия, стимулируя желание повторить их, усовершенствовать, расширить собственный опыт. С пониманием относитесь к попытке малыша освободиться от неудобной одежды, добиться желаемого, достичь комфортного состояния.

    Показатели эмоционально-социального развития двенадцатимесячного ребенка: — выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили); — радуется своему отражению в зеркале, улыбается и играет с ним; — после показа взрослого подражает его простым действиям; — общается со взрослыми, используя различные средства и приемы; — дифференцирует понятия "можно" и "нельзя", "хороший" и "плохой", "красивый" и "некрасивый".

    Эмоционально-социальное развитие ребенка от рождения до 1 года

    Развитие ребенка в месяцев

    На шестом месяце своей жизни карапуз начинает пытаться ползать на четвереньках. Это значительное умение, так как этот навык не только развивает мышечный тонус, но иблагоприятно влияет на умственное развитие, увеличивает кругозор. Кроха все охотнее переворачивается со спинки на животик и наоборот, сначала при поддержке родных, а после и сам. Умеет самостоятельно брать игрушку из рук мамы или папы.

    К полугоду малыш становится очень шустрым. Он с удовольствием лопочет, активно «разговаривает» с окружающими на своем языке, даже можно уже услышать различного рода звуки, похожие отдаленно на «мама», «папа», «баба», «дай» и подобное. Свое неудовольствие кроха проявляет активным маханием головой из стороны в сторону. Ребенку очень важно внимание, поэтому необходимы игры, массаж, разговоры. Уход остается прежним. Сон у шестимесячного ребенка составляет приблизительно 14 часов в сутки.

    • Питание координально меняется, так как вводится прикорм.
    • Прибавляют малыши в среднем 300-350 граммов
    • подрастают на 3-4 см.