Психическое развитие годовалого ребенка в вопросах и ответах

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

Где же эта секретная кнопка?

Психика годовалого ребенка очень подвижна. Потребность в том или ином действии включается и выключается мгновенно. Это обусловлено неустойчивостью и предметностью его интересов. Малыш хочет то, что видит и мгновенно забывает о том, что исчезло из поля его зрения. Предметы, находящиеся в зоне восприятия карапуза, обладают силой магнита. Они притягивают человечка, вызывают желание взять, исследовать, поиграть.

Мышление и действие с предметом взаимоопределяющи. Все, что умеет ребенок в год, основано на манипуляциях с предметами. Годовалый ребенок не способен мыслить абстрактно, без опоры на предмет. Лишая малыша возможности играть/действовать, мы лишаем его возможности думать.

Познавательное развитие ребенка 2,лет

Ребенок двух с половиной лет уже подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках, подбирает по образцу.

Малыш ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. Ориентируется в различных по величине формах.

Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей, по показу. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих тоже по показу.

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Малыш уже неплохо держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал или вылепил.

Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе.

Читайте также:  Как научить ребенка рисовать? Развитие творческих способностей у детей

В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником, действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий. Подражает игровым действиям другого ребенка. Проявляет воображение.

Проявляет конструктивную деятельность — строит из кубиков разной формы и величины дом, забор. Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками. Экспериментирует в игре. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы.

Сообщает о физиологических потребностях.

Задания, способствующие развитию речи

В 2 года не все малыши умеют разговаривать. Но если они реагируют на обращение, при разговоре смотрят в глаза, могут выполнять родительские просьбы, это не является причиной для беспокойства. Они заговорят — всему свое время. Для ускорения этого процесса важно читать им, петь понятные песенки. Интеллектуальное развитие также поддержит тренировка мелкой моторики.

Физическое развитие также играет роль в формировании речи. Занятия для мелкой моторики важно сочетать с подвижными действиями. Полезная для развития детей игрушка-сортер. В процессе игры называйте фигуру, позволяйте малышу ощупывать ее контур, помогайте вставлять в предназначенное для нее отверстие.

Согласно психологии ребенка в 2,5 года, нельзя запрещать ему специфические игры, такие как пересыпание предметов или переливание воды из одной емкости в другую. Но важно создать удобные для всех условия (в частности, выбрать для игры место, несложное в отношении последующей уборки). Поддержат развитие малыша такие занятия, как лепка, вырезание, формирование из пластилина.

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.
Читайте также:  Гемолитическая болезнь новорожденных по группе крови

Психология воспитания ребенка от года до лет

Очень важный период жизни детей, папа и мама должны поощрять порывы к самостоятельности. Не забывайте о воспитании культурной составляющей и совместному проведению времени, например, игры.

К чему нужно приучать в возрасте от 1 до 2 лет:

  • Приучайте к чистоте собственного тела и гигиене, напоминайте, что перед тем как сесть за стол, нужно помыть руки с мылом. Утром малыш должен сам умываться и даже чистить зубы, чтобы этого научить показывайте пример.
  • Одеться – второй важный пункт, учите дитя самостоятельно надеть носки, шапочку колготки, чтобы такое желание появилось, говорите сыну или дочке, что они красивые, и вы их очень любите. Любовь – это сильный инструмент.
  • Самостоятельная еда из ложечки – для того чтобы научить чадо есть самостоятельно, нужно его заинтересовать, лучший вариант – это купить красивую ложку с героями мультика.
  • Общий режим дня! В 9 часов малыш должен спать, в отведенное время есть, а после обеда опять ложиться спать – дневной сон обязателен для подрастающего организма.

Любите своего ребенка, поступайте правильно, отдавайте ему много времени и заботьтесь, ведь все моменты по-своему уникальные и незабываемые.

Памятка для родителей

10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:

  1. Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
  2. Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
  3. Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
  4. Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
  5. Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
  6. Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
  7. Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
  8. Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
  9. Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
  10. Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Памятка для родителей

Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.

Читайте также:  5 простейших правил, как приучить ребенка к порядку.

Оформление статьи: Владимир Великий

Полезные советы

  • Регулярные совместные занятия и игры с ребенком оказывают большое влияние на его развитие
  • Яркие и интересные игрушки из качественных материалов надолго займут внимание крохи
  • Полезно чтение и просмотр различных картинок
  • Самостоятельные действия и разумная опека будут ребенку только на пользу
  • Взрослые разговоры, участие в жизни домочадцев помогают малышу чувствовать себя важным и нужным членом семьи

Гармоничное развитие ребенка связано с правильным подходом к воспитанию. Родители, готовые участвовать в жизни малыша ежедневно, вскоре увидят рядом с собой взрослого самостоятельно человека. Благодаря резкому развитию навыков в 1,5 года, малыш становится все более интересным и смышленым собеседником.