Почему ребенок не хочет идти в детский садик

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Подробный обзор

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, излишне активного ребенка она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат — оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном — факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель — это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик

Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

Как выглядит детский протест

Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста.

  • Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
  • Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
  • Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.

Если ребёнок не спит в детском саду

Многие дети терпеть не могут ходить в детский сад. Одной из причин такого нежелания является проблема дневного сна. В детском саду строго установленный режим, так что после обеда все дети должны переодеться и лечь в кровать. У детей же по этому поводу может иметься своё мнение.

Если ребёнок не спит в детском саду

Что же делать родителям, если их ребёнок не хочет спать в детском саду?

  • Успокоиться. По статистике, примерно треть всех детей, посещающих детский сад, отказываются там спать, причём эта доля постепенно увеличивается с ростом самих детей.
  • Выяснить причину такого нежелания. Это может быть что угодно, от физического недомогания до конфликта с воспитателями. Расспросите персонал садика и самого малыша, а если причина не находится, попробуйте пройтись по всем причинам подряд, объясняя их ребёнку на примерах.
  • Определиться, насколько посещение детского сада важно для вас и вашей семьи. Можете ли вы позволить себе забирать ребёнка сразу после обеда? Есть ли у вас помощники?
  • Если посещение садика необходимо, выбрать стратегию действий вместе с работниками детского сада.
Если ребёнок не спит в детском саду

Основные причины проблем с дневным сном в детских дошкольных учреждениях

Ситуация, когда ребёнок не спит днём в детском саду, может стать утомительной для всех её участников, однако разрешить её несложно. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы принести спокойный здоровый сон в вашу семью.

Если ребёнок не спит в детском саду

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения в домашних условиях

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Как помочь ребенку заснуть

1. Возьмите любимую игрушку малыша и положите ее в кроватку. Скажите примерно так: «Видишь, твой мишка уже лег в постельку. Он готов засыпать, поэтому я почитаю книжку ему».

Поцелуйте мишку, пожмите ему лапку, пожелайте спокойной ночи и начинайте читать сказку вслух, показывая мишке картинки в книжке. Уверяем, что ваш малыш незамедлительно захочет поменяться с мишкой местами. Некоторые дети в таком случае даже вышвыривают любимую игрушку из кровати, претендуя всецело на мамину любовь и внимание.

2. Пока малыш не видит, положите его любимую игрушку в кроватку, а потом подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, твой мишка уже в кроватке? Побежали наперегонки! Я первая прибегу!» — и начинайте в медленном темпе бежать. Обычно дети сразу включаются в игру и мчатся к кровати со всех ног.

Проделав это, переходите к следующему пункту. Добежав до кроватки и обнаружив там мишку, сделайте ребенку знак «Тихо!», приложив палец к губам. Скажите: «Видишь, мишка уже спит! Не будем его будить. Уже поздно. Залазь скорее под одеяло».

3. Если малыш не хочет ложиться в кроватку, похвалите его постельку от имени его любимой игрушки или сами улягтесь в кроватку (если ее размеры позволяют вам это сделать) и скажите: «Ах, какая мягкая у тебя постелька! Потрогай, какие мягкие подушка и одеяло! Ложись скорее! И я с тобой полежу. Как у тебя удобно!».

Мало кто из детей отказывается понежиться в постельке рядом с мамой, тем более когда физические силы на исходе к концу дня. Лежа рядом с ребенком, погладьте его по спинке, это расслабляет и способствует более легкому засыпанию.

4. В продолжение предыдущего пункта расскажите малышу сказку о том, как Маша не хотела спать в своей кроватке и отправилась искать постельку получше: и в будке у собачки искала (но там ей было неудобно спать); и в сарае у курочек пыталась уснуть (но не смогла усидеть на жердочке); и в пруду у цапли побывала (но у нее не получилось спать, стоя в воде на одной ноге); и на чердаке у летучей мыши (но не смогла спать вниз головой). И наконец Маша пришла к выводу, что лучше ее кроватки нет на всем белом свете! Она вернулась в свою кровать, укрылась своим мягким одеялом и крепко-крепко уснула.

Поищите и другие сказки на эту тему. Zalaxy — сказки, стихи, загадки для детей

5. Уложив ребенка в кроватку, расскажите ему о том, что за день он потратил много сил, теперь ему нужно выспаться, чтобы завтра снова быть сильным и иметь хорошее настроение. Объясните, что у сонного и не выспавшегося человека не хватает сил на интересные дела, на хорошее настроение. Всем детям важно понимать, что они делают и для чего. Приказы и запреты не работают без объяснений.

6. Вы можете придумать и свои способы по завлечению малыша в кроватку. При этом главное помнить: пришло время спать – немедленно в кровать! И без всяких вариантов. Вплоть до того, что взять малыша на руки и унести в кроватку. Если вы дадите ребенку лазейку, куда он сможет ускользнуть от необходимости идти спать, он обязательно этим воспользуется. В результате будет хуже и ему, и вам.

7. Но что делать, если малыш уже в кроватке, но не отпускает от себя маму или папу, снова и снова зовет родителей и дает им разные поручения (про спинку, водичку, горшок)? В этом случае необходимо проявить настойчивость и пресечь попытки ребенка манипулировать вами. Дайте ему понять, что такое поведение вам не нравится. При этом демонстрируйте спокойствие и уверенность в своих словах, покажите ребенку, что вы слышите его просьбы, понимаете его состояние и по-прежнему любите его. Но много раз повторять одно и то же действие не собираетесь. Скажите, что выполните только одну его просьбу — пусть он сам выберет, какую именно. После этого вы выйдете из комнаты, а он должен постараться заснуть.

Будьте серьезны и непреклонны в своих требованиях, и малыш обязательно поймет, что настало время засыпать. Применив вышеизложенные рекомендации, вы убедитесь, что ваши дети укладываются в кровать вовремя и легко засыпают. Это не только сохранит вам нервы, но и позволит заняться своими вечерними делами, после того как малыш заснет.

Подготовила Оксана Стази

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН , дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

Нет.

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Консультация для родителей «Вечер после детского сада или почему мой ребенок неуправляемый?»

Наталья Некраова

Читайте также:  Гидронефроз (расширение лоханки) у новорожденных

Консультация для родителей «Вечер после детского сада или почему мой ребенок неуправляемый?»

ВЕЧЕР ПОСЛЕ ДЕТСКОГО САДА, ИЛИ ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ.

Почему мой ребенок неуправляемый после детского сада? Этот вопрос задает себе каждый родитель уже долгое время. В своей проблеме вы не одиноки, и поверьте – она решаема.

Есть несколько факторов, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка. Это и усталость и нервное напряжение. Весь день в саду ребенок старался, соблюдал правила группы. Хоть занятия проходят в игровой форме, все равно ребенку чаще приходится делать «то, что нужно»

. Дома наступает эмоциональное расслабление.Ребенок, как и мы, дома отдыхает. Только делает это по- своему. Другой фактор – это разные требования со стороны воспитателя и родителей. Иначе говоря, ребенок проверяет границы дозволенного. Дома и в саду они оказываются разными. Можно поговорить с воспитателем, узнать какие методы и приемы воспитания он использует в своей работе, и так же применять их дома, или, более или менее синхронизировать требования.

Даже для самого общительного ребенка детский сад – это стресс. Если вечером ребенок превращается в «дикаря»

, хорошо помогает снять напряжения игра«Рвакля» . Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину.Ребенок может рвать, мять, топать бумагу, в общем делать все что ему хочется, а затем бросать ее в корзину. Почти всем детям помогают справиться с нервным напряжением игры в воде. Они должны проходить по одному правилу, которое устанавливаете вы – игры должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдаю воду, устроить ребенку «дождик»

из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов, просто дать две-три баночки, -и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, -через 15-20 минутребенок будет готов идти в кровать. Возвращение из детского сада желательно превратить в прогулку. Это позволит вам по больше пообщаться с ребенком, сделать поход домой увлекательным, и прогулка будет являться для ребенка хорошей разрядкой.

Всегда помните о том, что ваш ребенок нуждается в вас и в вашем внимании, он тоже устает, тоже может быть расстроен или раздражен. Просто выражает свою усталость немного другими способами. Помните об этом, чаще произносите слова любви, и тогда, ваш ребенок вырастет здоровым, уравновешенным и рассудительным.

Берегите себя и своих детей!