Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев — малыш на пятом месяце продолжает стремительно развиваться и осваивать новые методы общения с окружающим миром, используя гуление, улыбку и смех, которые с каждым днем становятся более выраженными и осмысленными, чего не отмечалась на первых трех месяцах после появления на свет.

Появление молочных зубов

Возможно, вы заметили, что ваш малыш в этом возрасте

  • нервный
  • постоянно толкает ручки в рот 
  • происходит повышенное выделение слюны?

Это все признаки того, что у вашего ребенок начинает прорезываться первый молочный зуб! Первый зуб обычно возникают между шестым и девятым месяцем, но исключения очень распространены.

У девочек, обычно, начинают зубы расти раньше мальчиков и время начала роста зубов мы часто наследуем от наших родителей. 

Появление молочных зубов

Рост зубов можно определить

  • замерами субфебрильной температура
  • сыпью вокруг рта
  • снижение аппетита.

О раннем развитии от доктора Комаровского.

С этой статьей также читают

  • Мясо с какого возраста можно давать ребенку: советы родителям
  • Преимущества грудного вскармливания для ребенка и матери: секреты для мамочек
  • Первая каша для прикорма с 4 месяцев: советы педиатора
  • Прогулочные коляски Геоби: рекомендации родителям при выборе
  • Осмотр гинеколога через месяц после родов: что необходимо проверить
  • После родов сильно выпадают волосы: что делать и почему это происходит
  • 1 неделя беременности после зачатия: что происходит с женщиной
  • Как приготовить яблочное пюре для грудничка из свежих яблок: полезные рецепты

Нервно-психическое развитие ребенка

На этом этапе жизни ребенка память ребенка уже развита достаточно хорошо. Так, например, у него могут появиться любимые игрушки, увидев, которые он проявляет радость. Такую привязанность к предметам можно использовать для того чтобы стимулировать младенца ползать, переворачиваться и подсаживаться.

Пятимесячные дети уже начинают различать «своих» и «чужих». Любые перемены во внешности папы или мамы – цвет волос, стрижка, макияж и т.д., могут не только насторожить младенца, но и стать причиной сильного испуга.

К незнакомым людям пятимесячные груднички могут относиться достаточно настороженно. Если же незнакомые малышам люди пытаются взять их на руки или начинают разговаривать с ними, дети могут выразить свой страх и недовольство громким плачем. Некоторые молодые родители начинают серьезно беспокоиться из-за такой реакции чада — еще совсем недавно такой общительный и смешливый карапуз внезапно становится «букой».

Специалисты уверены, что повода для тревог в такой ситуации нет. Просто нужно терпеливо переждать становление важного этапа в нервно-психологическом развитии ребенка. Теперь он смог осознать свое место в мире, а родителям необходимо во всем поддерживать младенца, дать ему возможность почувствовать себя защищенным и оказать помощь в социализации.

Некоторые родители совершают грубую ошибку, ругая малыша и отказываясь принять его нежелание «общаться» с людьми, которых он редко видит и не может признать «за своих». Подобные действия могут привести к появлению у младенца негативных впечатлений и подорвать доверие к родителям.

Нервно-психическое развитие ребенка

Кроме того, чрезмерная общительность с посторонними людьми является далеко не самым хорошим качеством в жизни. И через пару уже подросшему ребенку будет намного сложнее объяснить, почему ему не стоит доверять незнакомым тетям и детям, брать у них конфеты или садиться в чужую машину.

Многие младенцы в пятимесячном возрасте начинают копировать некоторые движения родителей, их мимику. За компанию с окружающими они могут начать смеяться или наоборот плакать. Появляется умение концентрироваться на одной вещи, детки подолгу занимаются новыми игрушками, с увлечением рассматривают яркие картинки. Особенно интересным для малышей является изучение предметов не только визуально, но и на ощупь и даже на вкус.

Малыш активно выражает свои эмоции

вернуться к меню ↑вернуться к меню ↑

Читайте также:  Лишай – почему может случиться у ребенка и как его лечить?

Умения малыша на пятом месяце жизни

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

Умения малыша на пятом месяце жизни
  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.

Физическое развитие ребенка в месяцев

При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.Тест-игра

Если поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.

Психические и умственные навыки

В пять месяцев ребенок ближе знакомится с миром и проявляет свой характер.

  • Он умеет уверенно держать погремушку в ручках, греметь ею и разглядывать. Выронив игрушку, он пытается отыскать ее взглядом и снова взять. Также ребенок уже перекладывает небольшие игрушки из одной ручки в другую. Малышам, которые уверенно держат в руках предметы, можно уже давать бутылочки для самостоятельного кормления. Младенцы становятся требовательными. Увидев понравившийся предмет, они будут всем своим видом показывать, что он им нужен.
  • Малыши начинают тянуть в рот все, что попадается под руку. Таким образом они познают окружающий мир. Крохи тянут в рот пальчики ног, ощупывают свое тело, в том числе и половые органы. Не стоит ругать ребенка за это, но и постоянно играть с ними недопустимо. Если ребенок постоянно тянет ручки к половым органам, то это может быть сигналом раздражения в этой области из-за недостаточной гигиены либо служить признаком нехватки родительской ласки.

Следует убрать из поля зрения малыша предметы, которые могут быть опасны для его здоровья.

  • К пяти месяцам дети уже узнают своих и чужих. Они охотно идут на руки к близким. Но могут закатить истерику при встрече с незнакомым человеком или в новом месте. При этом грудничок отреагирует даже на то, что мама сменит прическу, сделает макияж или наденет новое платье. В этот период малышу очень нужна мама, с ней он чувствует себя в безопасности.
  • Малышу нравится слушать различные звуки, разговоры и музыку. Он активно пытается сам воспроизводить услышанное. Пока у него выходят лишь простые слоги: агу, ма, кх и другие. Он издает множество звуков: гулит, звонко визжит, агукает. Его голосовые связки активно развиваются, подготавливая малыша к разговорной речи.
Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

Рацион и питание

5-месячного младенца, находящегося на грудном вскармливании, следует продолжать кормить только грудью. Введение прикорма производится лишь по рекомендации педиатра. Наиболее частое питание для малышей – фруктовое или ягодное пюре.

Вес ребенка еще настолько мал, что вводить ему прикорм следует с самых маленьких порций. Начинают с четверти чайной ложки и постепенно увеличивают объем прикорма до нескольких ложек.

Иногда врачи советует давать ребенку натертый банан или натертые яблоки, а не готовое детское питание из магазина. При покупке готового пюре всем мамочкам рекомендуется попробовать его. Иногда производителя делают вкус настолько сладким, что такой прикорм окажется вредным для ребенка.

Питание малышей на искусственном вскармливании в этом возрасте более разнообразно. Как правило, для них рекомендовано введение прикорма. У таких малышей чаще других возникает проблема запоров. Поможет решению проблемы детское питание со сливой. Можно и самим приготовить сливовое пюре – для этого нужно перетереть сливу через мелкое сито. Никаких комочков быть не должно.

Всем родителям нужно знать, что соки мандарина, винограда, апельсина и персика не подходят для малыша в 5 месяцев.

Сколько раз в день кушает ребенок в этом возрасте:

  • дети на грудном вскармливании кушают обычно 5-6 раз в день;
  • дети на искусственном вскармливании – 5 раз в день.

Общий объем питания малыша к 5 месяцам должен увеличиться до одного литра в день, чтобы ребенок смог набрать необходимый вес.

Психоэмоциональные изменения

Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.

Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:

  • Захохотать;
  • Потребовать;
  • Рассердиться, обрадоваться;
  • Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.

Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.

Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.

Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:

  • Кошка говорит «мяу»;
  • Собачка лает «гав»;
  • Птичка поёт «чик-чирик».
Читайте также:  10 самых опасных игрушек, о которых должны знать все родители

Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.

Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.

Физиологический прогресс

Итак, ребёнку 5 месяцев. Что он должен уметь — интересуются родители. Со стороны физиологии для малютки в этот период характерны следующие изменения:

  1. Мускулатура 5-месячного грудничка становится значительно крепче, пропорции его тела постепенно выравниваются.
  2. Зрение малютки позволяет ему различать как статичные, так и движущиеся предметы. В этот период он любит подолгу рассматривать яркие картинки.
  3. У пятимесячного крохи повышено слюноотделение, так он готовится к предстоящему прорезыванию зубов. В стремлении почесать зудящие десны он тащит в рот всё, что попадётся под руку, а большое количество слюны позволяет содержать полость рта в чистоте.
  4. В зависимости от физиологических особенностей ребёнка на грудном вскармливании стул может быть от 1 раза в 2−4 дня до 6 раз в сутки. Если детки питаются смесью или начали пробовать первые взрослые продукты, кал становится более оформленным и обладает резким запахом.
  5. Суточное количество мочеиспусканий может достигать 15 раз.
  6. Если у новорождённого был гипертонус, как правило, к этому возрасту он исчезает.

Меню малыша

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается.

Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800–900 г. В пять месяцев малышам, находящимся на искусственном вскармливании, начинают вводить первый прикорм.

Готовностью к введению прикорма служат следующие критерии:

  • должен угаснуть рефлекс выталкивания ложки изо рта;
  • должен присутствовать пищевой интерес;
  • малыш должен мочь находиться в сидячем (под 45 градусов) положении некоторое время. Если ребенок хорошо набирает вес, прикорм начинают с овощных пюре, если кроха маловесный – то с безмолочных каш. Предпочтение в любом случае отдают монопродуктам (только кабачок или только цветная капуста) домашнего приготовления с использованием блендера или фабричного производства (баночное детское питание).

Введение начинают с ¼ ч. ложки и, внимательно наблюдая за реакцией малыша (отсутствие расстройства пищеварения и аллергических проявлений), увеличивают порцию в течение недели до 50–70 г.

Безмолочные каши вводят по тому же принципу (от ¼ ч. ложки к полной порции), можно готовить их на смеси, которая является базовой для малыша, или на основе грудного молока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.