Нормы развития: как развивается речь ребенка от рождения до 6 лет

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Как определить уровень развития речи?

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Как определить уровень развития речи?

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • Читайте также:  Лечение желтухи у новорожденных под лампой в роддоме

    А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Методика развития связной речи у детей

    Один из важных показателей речевого развития ребенка – умение связно высказывать свои мысли, логично и последовательно пересказывать прочитанное, составлять грамматически правильные предложения, интонационно и образно выразительные речь (диалог, монолог) демонстрирует владение устной речью.

    Исследователи выделяют три возрастных этапа в развитии речи у детей:

    • младший (от 3-х до 4-х лет);
    • средний (от 4-х до 5-ти лет);
    • старший (от 5-ти до 6-ти лет).

    Младший: предполагает использование в речи простых предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с опорой на сюжетные картинки. После обработки содержания картинок, взрослые с помощью вопросов, помогают детям составить связный рассказ по картинкам.

    Средний: включает более сложную работу по овладению навыками пересказа литературных произведений, самостоятельное сочинение небольших рассказов по игрушкам и картинам, составление загадок.

    Старший: развивает интерес к самостоятельному сочинению и созданию разнообразных видов творческих рассказов.

    Умение высказываться связно отражает навыки осмысленного восприятия окружающего мира и правильное выражение своих впечатлений.

    Виды связной речи подразделяются на диалогическую и монологическую.

    Диалогическая речь (диалог) означает процесс непосредственного речевого общения в котором участвуют два или более собеседников, обменивающимися репликами.

    Диалог предполагает:

    • поочередные реплики;
    • наличие нескольких участников;
    • отсутствие развертывания мысли;
    • употребление разговорной лексики;
    • непродолжительное обдумывание высказываний;
    • стимулирование высказываний внутренними и внешними мотивами.

    Монологическая речь означает развернутое, полное, четкое, взаимосвязанное повествование. Процесс непосредственного общения требует внимания, конкретного обращения одного человека к другому или группе слушателей.

    Монолог предполагает:

    • использование литературной лексики;
    • предварительное продолжительное обдумывание высказывания;
    • полную развернутость и формулировку;
    • умение выбрать необходимые слова и конструкции точно передающие мысль.

    Существуют следующие методики развития связной речи у детей:

    • наглядная;
    • словесная;
    • практическая.

    Каждая из них образует совокупность приемов, решающих дидактические задачи:

    • знакомство;
    • закрепление;
    • переработка.
    Читайте также:  Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

    Наглядные методы

    Наглядность предполагает следующие виды наблюдений:

    • непосредственные – экскурсии, созерцание, разглядывание;
    • опосредованные – рисование, рассматривание иллюстраций, составление рассказов об увиденном.

    Наглядная модель включает:

    • пересказы;
    • сравнительные рассказы-описания;
    • творческие высказывания по заданной теме.

    Словесные методы

    Словесная методика развития речи обязательно включает работу с различными вопросами (т.е. словесными обращениями предполагающими ответ).

    Вопросы бывают:

    • основные (репродуктивные и поисковые);
    • вспомогательные (наводящие и подсказывающие).

    Они обязаны быть целенаправленными, четкими, конкретными, отвечающими уровню развития ребенка.

    С помощью вопросов ребенок осваивает:

    • чтение, а затем пересказ литературного произведения;
    • разучивание стихов или отрывков прозы наизусть;
    • пересказ;
    • обобщение прочитанного или услышанного;
    • рассказ без наглядности.

    Практические методы

    Практика речи предполагает разнообразные игры и выполнение практических заданий:

    • пластичные этюды;
    • драматизации;
    • инсценизации;
    • игры-хороводы.

    Развивающие игры

    Богатая и осмысленная речь ребенка облегчает высказывание его мыслей, расширяет возможности познания действительности. Полноценные будущие взаимоотношения с людьми и развитие личности ребенка в целом невозможны, если речь неясная. Затруднения в общении вызывают сложности с адаптацией и ухудшают, в итоге, характер.

    Игры, практические упражнения помогут выработать правильное произношение, построение связных логических высказываний.

    Основу игр для развития разговорной речи составляет свободная и грамматически правильная речь взрослых. Игры стимулируют интерес к развитию навыков говорения, несут положительные эмоции, устраняют замкнутость.

    Развивающие игры направлены на развитие:

    • коммуникативных способностей;
    • овладение навыками логически связного высказывания;
    • формирование словарного запаса;
    • развитие слухового внимания;
    • развитие внимания, памяти, мышления.

    Ориентировочные показатели развития речи у детей в 2-года

    До 2 лет большинство малышей не изъясняются фразами. Общение происходит через отдельные слова, дополненные жестами. По достижении этого возраста наблюдается заметный стремительный рывок в речевом развитии ребенка. Многие «не говорящие» дети начинают активно использовать слова и обороты речи.

    Можно обозначить следующие ориентировочные показатели развития речи ребенка 2 лет. В первую очередь, это понимание слов. Малышу становится понятно, о чем с ним говорят. Актуальным становится обсуждение происходящего, прошлого и будущего.

    Большинство деток в 2 года способны подражать, повторять предложения, простые стишки. Кроха начинает задавать вопросы, говорить предложениями. Грамматическое построение речи не всегда правильное. Но малыш активно и охотно болтает, обозначает словом желания и действия.

    Читайте также:  Как научить ребенка читать с раннего возраста

    Речевое развитие ребенка 3 лет совершенствуется. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, события, о которых говорят, но которые не изучены им на собственном опыте. Ему не сложно повторять не длинные стихи, поговорки, потешки.

    Словарный запас в возрасте от 2 до 3 лет приближается к 1500 слов. Малыш начинает изъясняться сложными предложениями. Развиваются навыки пересказа услышанного либо произошедшего.

    Произношение звуков может быть почти чистым. Как правило, отсутствует звук «р» и шипящие. Иногда малыш пропускает звуки либо переставляет слоги в слове местами.

    Это средние показатели развития речи ребенка. Важно заметить не то, соответствует ли развитие крохи им, а то, наблюдается ли положительная динамика в освоении навыков речевого общения.

    Когда нужно обращаться к врачу

    Хоть нормы развития речи очень относительны, есть некие маркеры, которые должны насторожить родителей, возможно, показать специалисту и успокоиться. Либо вместе с врачом помочь малышу развиваться в нужном темпе. Вопросами речевого развития детей занимается логопед, иногда, если есть такая необходимость – невролог, а к кому обратиться и стоит ли, подскажет педиатр.

    • К 9 месяцам не произносит слоги, не лепечет
    • В 1,5 года не произносит простые слова, не реагирует на обращение к нему и на свое имя
    • 2-летний малыш не проявляет интереса к новым словам, произносит всего несколько, хотя понимает почти все (соотношение активного и пассивного словарного запаса)
    • В 3 года у ребенка очень маленький словарный запас, не пытается составлять предложения и фразы
    • К 5 годам ребенок так и не освоил шипящие звуки, не произносит Р, или не может воспроизвести другие буквы.

    Разговаривайте с ребенком, читайте книги, учите стихи и песенки – это все основа речевого развития малыша.

    Когда нужно обращаться к врачу

    10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒