Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного

Умение хватать и держать в руках предметы позволяет ребенку играть. Эта способность также является первым шагом на пути к самостоятельному приему еды, чтению, письму, рисованию и заботе о себе. В этой статье ты узнаешь о том, как твой малыш будет постепенно осваивать хватательный рефлекс.

Подробный обзор

Виды рефлексов и их назначение

Все рефлексы новорожденных делятся на две большие группы – безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Если первые изначально заложены в подсознание грудничка, то вторые являются своеобразным жизненным опытом и формируются уже в процессе жизни. Одни безусловные рефлексы сохраняются на всю жизнь, другие постепенно пропадают, третьи заменяются условными аналогами. Условные тоже могут уступать друг-другу место, забываться и снова возвращаться в определенные моменты жизни.

Виды рефлексов и их назначение

Безусловные рефлексы являются клинически значимыми. Они проявляются с целью облегчения процесса рождения ребенка, дают толчок к развитию новых навыков. Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. Рефлексы, которые отвечают за обеспечение нормальной жизнедеятельности организма (сосательный, глотательный, дыхательный, спинальные).
  2. Рефлексы, действие которых направлено на защиту детского организма от внешних раздражителей (холода, жары, яркого солнца).
  3. Рефлексы временного типа. Они пропадают сразу же после выполнения своей функции (например, задержка дыхания в момент прохождения через родовые пути).
Виды рефлексов и их назначение

Совет: Длительное сохранение врожденных рефлексов не всегда является положительным признаком. В некоторых случаях это указывает на проблемы с мышечным корсетом или нервной системой, повреждение головного или спинного мозга. Поэтому не стоит пропускать регулярные визиты к педиатру, который должен отслеживать эти моменты, и отказываться от рекомендованных визитов к неврологу, даже если кажется, что с малышом все в порядке.

Все рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс возникает с первых минут и сохраняется в течение всего первого года жизни малыша. При попадании в рот младенца любого предмета (пальца, соски, материнской груди) малыш начинает воспроизводить сосательные движения губами и языком.

Хоботковый рефлекс представляет собой складывание губ младенца в маленький «хоботок» в ответ на легкое касание их маминым пальцем. Данный рефлекс возникает как непроизвольное сокращение мышц рта малыша, он наблюдается до 3 месяцев развития.

Поисковый рефлекс новорожденного Куссмауля также основан на поиске малышом материнской груди. Для того чтобы проверить его наличие, маме нужно ласково прикоснуться пальцем к уголку рта малыша. Такое касание должно подвигнуть ребенка к поиску «груди»: нижняя губка малыша открывается, язык и губы тянутся к пальцам мамочки. Этот рефлекс должен работать в течение первых 3-5 месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина проявляется при легком надавливании на ладошку малыша подушечками пальцев. Малыш открывает рот и тянет голову к тому, кто проводит тест. Обычно этот рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни младенца.

Следующая группа рефлексов в среде медиков называется спинальной, к ней относятся двигательные рефлексы, среди которых защитный, хватательный и другие.

Защитный рефлекс у новорожденных младенцев проявляется, когда малыша кладут на животик. При правильном развитии он должен сразу же повернуть головку в сторону. Благодаря формированию такого безусловного рефлекса малыш защищает себя от недостатка воздуха при неудобной позе. Вырабатывается такое рефлексивное поведение с первых часов жизни малыша.

Ребенок приходит в мир, уже владея рефлексом ползания, который на 4 месяце исчезает. Рефлекс ползания Бауэра тоже проявляется в позиции, когда ребенок лежит на животе. Если мама приставит к стопам малыша ладонь, он попытается оттолкнуться от нее, таким образом, немного продвинувшись вперед.

Рефлекс опоры возникнет, если «поставить» новорожденного в вертикальное положение, так чтобы его стопы прикасались к какой-нибудь горизонтальной поверхности. В таком положении ребенок должен автоматически выпрямить ножки. Если мама немного наклонит малыша вперед, то он сразу начнет «переступать». Таким образом, работает рефлекс автоматической ходьбы. Если ребенок поджимает ножки, скрещивая их, то, скорее всего, у младенца немного повышенный тонус приводящих мышц бедра. Для первых двух месяцев жизни ребенка это вполне допустимо, однако если рефлекс не восстанавливается в более позднем возрасте, следует обратиться к педиатру. Врачи чаще всего советуют делать таким малышам специальный массаж.

С рождения до 4 месяца жизни у малыша присутствует хватательный рефлекс. Он основан на том, что ребенок сжимает в своей ручке все, что в нее попадает. Исторически этот рефлекс позволял детенышам млекопитающих цепляться за мать. Сопровождающий его рефлекс Робинсона состоит в том, что новорожденного малыша, цепко схватившегося за материнские пальцы, смело можно поднять в воздух. Он не отцепится и будет стойко держать свое тело.

Читайте также:  Можно ли пить парацетамол при грудном вскармливании?

Рефлекс Галанта обнаруживается при изгибании спинки новорожденного, когда проводят рукой снизу вверх по паравертебральной области (1-1,5 сантиметра от позвоночника). Малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Этот рефлекс сохраняется, пока ребенок не достигает возраста 3-4 месяцев, а затем исчезает.

Самой неприятной проверкой для новорожденного является установление его реакции на рефлекс Переза. Процедура эта включает проведение легким нажатием пальца от копчика к шее по остистым отростками позвоночника малыша, лежащего на животе. В качестве реакции малыш разгибает туловище, сгибает ручки и ножки, поднимает голову, кричит, плачет, возможно, даже мочеиспускание. Врачи такую «проверку» устраивают чаще всего в самом конце.

При помощи резких движений, например, хлопков по поверхности, на которой лежит малыш, недалеко от его головы, можно установить наличие или отсутствие рефлекса Моро. Реагировать на такое раздражение ребенок должен следующим образом: сначала он разводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а затем прижимает их к груди, как бы обхватывая себя руками.

При рождении природа обеспечила малыша большим количеством безусловных рефлексов, большинство которых уходит за ненадобностью. Остаются наиболее важные, те, которые помогут ребенку правильно развиваться и избегать опасностей.

Развитие хватательного рефлекса у грудничка

Хватательный рефлекс у детей – врожденная способность, но им понадобится не менее года, чтобы развить координацию, надежно брать и держать вещи в руках. Обычно, они активно начинают работать над развитием этого умения к 12 неделям и с каждым месяцем совершенствуют его.

Младенцы до 2 месяцев

Дотронься до ладони ребенка, и он обовьет свои крохотные пальцы вокруг твоих. Это врожденный рефлекс, присущий каждому малышу. Но в течение первых восьми недель эти движения инстинктивны и непроизвольны.

В этот период руки у грудничка в основном будут сжаты в кулак, но вскоре он начнет специально разжимать и сжимать, а также рассматривать их. Он может даже пытаться схватить такие предметы, как мягкие игрушки, это основные хватательные рефлексы новорожденного.

3-месячные малыши

Хватательные рефлексы 3-х месячного ребенка проявляются в том, что он все еще не может схватить то, что хочет, но малыш будет бить по игрушкам снова и снова. Он также развивает координацию рук и глаз, замечая вещи, которые ему хотелось бы держать, и пытается достать их. Лежа на мягком развивающем детском коврике, малыш может смахивать забавные игрушки, висящие над ним.

Груднички от 4 до 8 месяцев

Развитие хватательного рефлекса у грудничка

В 4 месяца кроха может собирать большие предметы, например, кубики. Однако брать в руки маленькие предметы, например, такие как горох, хватательная рефлекторика пока не позволяет, ее пальчики пока не станут более ловкими.

Незадолго до того, как у нее вылезет первый молочный зуб (обычно в 4–7 месяцев), кроха начнет собирать предметы тут и там, чтобы положить их в рот. Если она уже кушает твердую пищу, то устойчиво держать в руках детскую ложку у нее пока не получится, но она старательно будет пытаться сделать это.

Она может загребать предметы к себе и начать перемещать из одной руки в другую. Поэтому, сейчас необходимо держать все ценности в недоступном для нее месте, а также убедиться, что дом достаточно защищен от мелких предметов, которые она может проглотить, в период освоения нового уровня хватательных рефлексов.

Развитие хватательного рефлекса у ребенка от 9 до 12 месяцев

Приложив немного усилий, ребенок теперь сможет поднимать предметы. Начнет проявляться его предпочтение в отношении левой или правой руки. Однако ты не сможешь окончательно определить ведущую руку, пока ему не исполнится 2 или 3 года.

Он также улучшает свою хватку, что позволяет ему поднимать небольшие предметы, зажав их между большим и указательным пальцами.

Улучшив свою координацию, вскоре твой ребенок будет пробовать использовать ложку или вилку во время еды, хотя на данном этапе развития он может предпочесть держать посуду в одной руке, пока кушает пальцами второй. Возможно, тебе придется помочь ему держать ложку или вилку, показывая, как ими пользоваться. Но он научится быстрее, если ты позволишь ему совершать несколько самостоятельных попыток при каждом приеме пищи.

Почему нет сосательного рефлекса у новорожденного

Также в его оценке можно использовать пробное кормление – крохе дают грудь или бутылочку с питанием, после чего наблюдают, насколько энергично малыш сосет. Если он выражен слабо, кроха будет сосать вяло. В такой ситуации младенец может часто отказываться от груди или бутылочки, редко сглатывать пищу и засыпать во время кормления.

Отсутствие или снижение сосательного рефлекса у новорожденных

К сожалению, случается так, что по какой-то причине у некоторых новорожденных этот рефлекс очень слабо выражен или отсутствует вообще. Проверить это довольно просто – достаточно просто положить палец в рот крохи, и, если у него нет никаких отклонений в развитии, он инстинктивно начнет сосать палец.

До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать

При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.

Слабый сосательный рефлекс у новорожденного

Определить слабость либо полное отсутствие сосательного рефлекса можно при кормлении. Здоровые детки сразу энергично хватают материнскую грудь и с жадностью ее сосут.

Читайте также:  Ребенок за компьютером: когда это становится вредным

А вот новорожденные, у которых снижен данный рефлекс, при кормлении засыпают, они постоянно вялые, редко сглатывают и часто вообще отказываются от груди.

Недоношенных и ослабленных деток выписывают из больницы, лишь, когда они самостоятельно могут сосать.

У новорожденного отсутствует сосательный рефлекс

Во время внутриутробного развития в нервной системе крохи закладываются реакции на внешние, а также внутренние раздражители, которые называют врожденными рефлексами. Без некоторых из них младенец не смог бы выжить вне материнской утробы. Одним из них является сосательный.

О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки.

Кормить ребенка необходимо каждые два — два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя.

Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.

Ваш новорожденный ребенок

· вес (он может снизиться с момента рождения, иногда на 10%), окружностьголовы (она может увеличиться после того, как кости черепного свода разойдутсяв стороны) и рост (который на самом деле не может измениться, но, посколькуизмерение ребенка, не способного стоять, весьма неточная процедура, результатыизмерений могут различаться);

Сосательный рефлекс у новорожденных: до какого возраста, причины отсутствия, лечение

  1. Летальный исход вследствие голода, так как именно сосательный рефлекс не даёт людям умереть от истощения.
  2. Питание через зонд, насколько это будет возможным, но обычно такие детки в 90% случаев умирают на первом году жизни, у остальных 10% продолжительность жизни составляет не более 2-3 лет, так как происходит нарушение в первую очередь желудочно-кишечного тракта, да и остальные внутренние органы и системы развиваются патологически.

Почему так важен сосательный рефлекс у крохи

Почему нет сосательного рефлекса у новорождённого, с чем это связано? Отсутствие такого важного для выживания рефлекса говорит о серьёзной патологии. Диагноз может поставить только врач, однако если у новорождённого наблюдается отсутствие сосательного рефлекса, то причины этого обычно кроются в невралгической плоскости.

Такой симптом может свидетельствовать о повреждении центральной нервной системы, что скажется на дальнейшем развитии малыша. Причиной отсутствия рефлекса может являться слабость мышц рта и языка, жевательной мускулатуры. При полном отсутствии сосательного рефлекса новорождённого кормят через зонд.

Неполноценность базовых рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей.

Что нужно знать о рефлексах новорожденного

Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни
Оральные рефлексы

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденных

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов новорожденных.

При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы.

Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонноротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция — открывание рта и наклон головы.

Поисковый рефлекс новорожденных: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Читайте также:  Как научить ребенка ползать?

Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Защитный рефлекс новорожденных: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс Таланта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса: если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы новорожденных и грудных детей вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 46 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления и задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы у детей

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы у детей

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазо-сердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегетовисцеральными нарушениями.

Что такое пирамидная система

Итак, врач обнаруживает симптом Бабинского слева или справа, и делает вывод о нарушениях в пирамидной системе. Что это значит?

Все движения, которые мы совершаем, контролируются отделами нервной системы – мозжечком, пирамидной и экстрапирамидной системами.

Пирамидная система (которую мы опишем) помогает нам делать любые движения, по желанию останавливаться или менять их. И первоначально все движения рождаются в коре головного мозга. Как известно, она состоит из 6 слоев, а 5-й и 6-й из них как раз и отвечают за эту функцию.

В пятом слое находятся так называемые гигантские пирамидные клетки, или клетки Беца, соединяющиеся с мышцами при помощи аксонов (длинных отростков), составляющих пирамидный путь, который спускается по стволу головного мозга и сливается с клетками спинного мозга. Таким образом, сигнал, рождающийся в коре, заставляет мышцы сокращаться.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка. Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша — сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру. Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.