Как воспитывать ребенка в год, с 1 года: советы родителям

Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Мозг ребенка

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Читайте также:  Самоповреждающее поведение подростков: инструкция для родителей

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Мозг ребенка

Периоды развития ребенка в первый год жизни

Быстрые темпы развития детей вызывают изменения в их общем поведении. Выделяют несколько этапов по месяцам: до 3, 3-6, 6-9, 9-12. На каждом из этих этапов стоят разные задачи развития и воспитания ребенка, разный режим дня.

Основные задачи организации жизнедеятельности детей в возрасте до 3-х месяцев: — организовывать сон, кормление, активное бодрствование с определенным режимом; — учить засыпать без дополнительных воздействий; — развивать органы чувств зрительных и слуховых; — формировать общее эмоционально-положительное состояние ребенка и голосовые реакции; — развивать моторику ребенка; — предотвращать возникновение отрицательных привычек (сосание пальцев, засыпание на руках и прочее); — осуществлять оздоровительные и закаливающие процедуры.

Режим дня складывается из следующих элементов: активное бодрствование, сон, кормление. Правильным является такое чередование: после сна — кормления, после кормления — активное бодрствование. До трех месяцев детей кормят каждые 3 часа. Длительность бодрствования должна составлять около 1,5 часа за раз. Спать нужно 4 раза.

Советы и рекомендации психологов ↑

Самый главный совет молодым родителям – это постепенность и терпение во всех вопросах: в прикормках, закаливании, учебе, играх и т.д.:

  1. Физически новорожденный младенец получает от природы огромный запас защиты, но психологически этот крошечный комочек совершенно беззащитен. Психология появляется после рождения. Каждая новая информация для него является огромным стрессом. Постарайтесь не травмировать его мозг шокотерапией. Не кричите при нем, не дергайте в раздражении памперсы, не трясите, плача от усталости, коляску.
  2. Не ограничивайте пространство квартирой и двором. Постепенно раздвигайте рамки его мироощущения. Пусть ваш сын или дочь познакомятся с подобными себе.
  3. Не переставайте закаливающие процедуры. Прохладные купания, прогулки босиком, воздушные ванны во время кормления.
  4. Радуйтесь своему ребенку, будьте счастливы потому, что он у вас есть. Он все чувствует и сопереживает.
Читайте также:  Запор у новорожденного при искусственном вскармливании

Главное, помните, что ваш ребенок подражает вам во всем. Первые его слова, реакция на раздражение, жесты, все это — вы его глазами. А еще необходимо любить малыша. Большая любовь сгладит все огрехи и поможет решить все проблемы.

Видео: Психология ребенка от рождения до года

Искусственное вскармливание детей

Всем известно, что грудное вскармливание предпочтительнее искусственного, но не у всех женщин есть возможность кормить ребенка грудью. В таких ситуациях необходимо получить консультацию педиатра, чтобы выбрать наиболее подходящую молочную смесь для малыша, соответствующую его возрасту и состоянию здоровья.

Преимущества и недостатки искусственного питания

Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается.

Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми.

В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество — такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания.

В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:

Плюсы

  • Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
  • В случае пищевой аллергии достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
  • Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
  • Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.

Минусы

  • Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
  • Частое срыгивание и колики. С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
  • Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
  • Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
  • Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.

Таблица кормления молочными смесями по месяцам

Начало прикорма

Первый прикорм ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, можно осуществлять по достижению им 3 месяцев. Наилучший продукт для начала прикорма — яблочный сок. Начинать нужно с 0.5 чайной ложки в сутки, разбавляя его наполовину кипяченой водой. Если малыш нормально себя чувствует, можно пробовать в качестве прикорма другие натуральные соки, но не из экзотических фруктов.

При нормальной усвояемости натуральных соков, в 4-5 месяцев можно ввести в прикорм фруктовое и овощное пюре. Начинать нужно с 0,5 чайной ложки в сутки, постепенно увеличивая количество.

Через 3-4 недели после знакомства малыша с пюре, можно вводить в рацион каши (кукурузную, гречневую и рисовую). Если аллергии на лактозу нет, можно варить их на молоке. После 6-7 месяцев пищеварительная система малыша становится достаточно окрепшей, поэтому для приготовления каши можно использовать также овсяную, манную, пшеничную и ячменную крупу.

После 9 месяцев меню ребенка можно разнообразить вареной рыбой.

Схема прикорма

Послеродовые выделения из матки естественны для каждой рожавшей женщины, и продолжаются они около 6 недель.

У женщин, дети которых с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, месячные могут начаться с третьего месяца жизни ребенка, но регулярными они станут не сразу.

Если после 5 месяцев после родов менструальный цикл так и не начался, или месячные слишком обильны, незамедлительно обратитесь к помощью к врачу.

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.

Плач у ребенка от одного года

Плач у ребенка – способ заявить о себе Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.