КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

Продолжается вторая неделя школьной жизни. Дети приносят домой дневники не только с оценками, но и с домашним заданием. А это значит, что родителям после рабочего дня необходимо выделить часы своего отдыха на «дополнительное» образование.

Как дома научить ребенка читать и писать буквы: инструменты и материалы

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

литература

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой душевной жизни.

В.А. Сухомлинский

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования читательских интересов является довольно значимой. Она служит нахождению таких путей обучения, которые привлекали бы к себе интерес учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников великую любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [77, С. 354]. Я.А. Коменский связывал решение этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей. Великий педагог создал такие учебники для детей, в основе которых, по существу, лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении.

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» Над проблемой формирования квалифицированного читателя работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Л.А. Ефросинина, О.В. Кубасова.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

Читайте также:  Литература по подготовке к школе спешит на помощь родителям

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Чтение для детей: почему это важно и с чего начать

Чтение развивает словарный запас и языковые навыки

А вы в курсе, что в художественной литературе в 50 раз больше редких слов, чем в обычных разговорах взрослых? Повседневное общение обеспечивает детям только базовые навыки коммуникации. Все остальные слова они могут узнать только из книг, потому что в письменной речи используется в десятки раз больше слов, чем в устной. Чтение улучшает словарный запас ребенка и знакомит его с различными типами структуры предложений, стилями письма и способами самовыражения.

Чтение помогает получать сопутствующие знания

Книги пишут на любые мыслимые и немыслимые темы, на самые разные уровни чтения. При чтении подобной литературы ваши дети будут знакомиться с широким кругом тем, событий, проблем и идей. После пары прочитанных книг они углубятся в то, что их заинтересует больше всего. В большинстве случаев они настолько увлекаются содержанием книги, что даже не осознают, что получают знания по какой-то конкретной теме.

Чтение поможет понять мир и все что в нем происходит

У детей очень узкое понимание окружающего их мира. Это связано с ограниченным количеством опыта, с которым они сталкиваются, исходя из обстоятельств, в которых они растут и воспитываются. Чтение книг поможет детям расширить кругозор, а также примерить на себя всевозможные обстоятельства, в которых они вряд ли бы оказались. Это помогает правильно оценить в будущем похожие сложные ситуации, а также дает возможность развиваться в более социально-адаптивную личность.

Чтение укрепляет связь между ребенком и родителями

Начиная с младенчества, чтение вслух мамой или папой создает первые крепкие социальные связи с родителями, наравне с кормлением грудью. Когда ваш ребенок подрастет, вы можете продолжать читать вслух или читать одну и ту же книгу отдельно, и обсуждать то, что вам больше всего понравилось. Используйте чтение как возможность вовлечь и пообщаться со своим ребенком, спрашивая его о мыслях и темах, затронутых в книге, или связывая историю с повседневной жизнью.

Чтение — лучшая интеллектуальная форма развлечений

В нынешнем веке технологии стали популярным развлечением для взрослых и детей. Вместо того чтобы проводить часы перед экраном компьютера или других гаджетов, поощряйте своих детей рассматривать книги как источник развлечений по умолчанию. Можно мотивировать детей к чтению с помощью красочной и качественной полиграфии, или же благодаря лучшим доступным электронным книгам, о которых рассказывал в одном из обзоров.

Чтение ускоряет развитие детского мозга

Чтение требует больше умственных способностей и усилий, чем игра за компьютером или просмотр медиаконтента. Когда наши дети читают книги, они используют ту часть своего мозга, которая связана с мультисенсорными интеграциями, связывая слова и визуальное мышление. Юные читатели используют свой мозг, собирая контекстные подсказки в повествовании, чтобы помочь себе понять слова или фразы, которые им еще незнакомы.

Чтение улучшает концентрацию и усидчивость

Чтение книг помогает детям научиться успокаивать свой разум и свое тело, чтобы сосредоточиться на задании в течение определенного периода времени. Устраняя отвлекающие факторы и предоставляя им пространство для чтения и понимания, их внимание и способность к концентрации значительно улучшается со временем.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Как приучить детей читать летом?

В этот время хочется только гулять и ничего не делать, но развиваться и учиться нужно всегда, поэтому родители должны различными хитростями и уловками направлять детей на правильную дорогу – мотивировать их на прочтение книг, а не на просмотр телевизоров и компьютерных программ.

Читайте также:  Мальчик Стрелец: характер, советы по выбору имени и воспитанию

Говорят, что нужно придумать определенный стимул, чтобы заставить ребенка читать, но это не всегда этично и правильно, тем более, когда речь идет о денежном вознаграждении. Уж лучше это будет любимое увлечение ребенка, развивающаяся игрушка и т.д.

Книги выбирайте вместе, если ребенок маленький, то ему будет интересно читать иллюстрационные сюжеты, с яркими картинками и большими страницами. Для более взрослых детей возможно даже сменить формат чтения, разрешить читать на планшете или электронном ридере.

Правда, этот процесс нужно контролировать, а то детвора быстро переключают свое внимание на компьютерные игры или социальные сети. Лучше всего выбрать специализированное устройство для чтения — PocketBook Touch.

Выбираем книжку по возрасту

Отвечая на вопрос, с какого возраста можно читать ребенку, психологи утверждают: чем раньше, тем лучше. В процессе чтения малышам до 1 года, нужно помнить о некоторых важных нюансах:

  • В первую очередь нужно показывать малышу картинки – это должны быть яркие изображения, на которых нарисован один или два персонажа (не стоит слишком перегружать мозг маленького ребенка).
  • В таком возрасте родители могут использовать специальные книжки-игрушки, что предполагают постоянное воздействие малыша с книгой. Таким образом, ребенок будет принимать непосредственное участие в процессе чтения.
  • Идеальным решением считаются книжки с соответствующими клапанами, с разными кнопками и прочими подвижными деталями. Детям нравится трогать шершавые страницы, тянуть за веревочку, трогать пушистые вставки и многое другое.

Однако не стоит переусердствовать и не путать обычный игровой процесс с основным заданием – научить малыша слушать. Одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями – сделать все возможное, чтобы ребенку была интересна человеческая речь, а не только картинки. По мере взросления дети начинают понимать то, что они слышат. Со временем малыш разберется и поймет смысл новой информации.

Потому стоит выбирать книги с небольшим количеством спецэффектов, чтобы это не переросло в банальную игру. Потребуется дать малышу некоторое время, чтобы он успел рассмотреть картинку и сосредоточиться на ее элементах.

Для детей до года можно приобрести сенсорные книги – это мягкие и развивающие книжки, не лишенные сюжетной линии. Очень хорошо «работают» сказки, где минимум текстовых блоков и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Родители имеют возможность знакомить свое чадо с небольшими стихами – как правило, это легкие четверостишья.

В первую очередь малыш начинает распознавать существительные, с течением времени он узнает глаголы. Потому ближе к двум годам можно смело составлять короткие предложения, в которых всего 2-3 слова.

Но пока малыш еще не научился разговаривать – за него говорят родители. Они могут с легкостью интерпретировать любую историю на собственный лад.

От 1,5 года до 3-х лет – можно смело переходить к чтению коротких историй про разных животных, читать более длинные стишки и не отказываться от увлекательных сказочных историй. В этот список нужно добавлять книги с картинками, по которым малыш может самостоятельно «прочитать» или придумать историю.

Как выбирать книги

До года

Сначала малыш учится рассматривать картинки, узнавать знакомое и понимать новое. Это первый шаг к чтению. Картинки должны вызывать положительные эмоции у ребенка. От этого будет зависеть его дальнейшее желание. Одновременно они должны быть понятны ребенку, пока без замысловатых сюжетов.

В этом возрасте хорошо подходят книжки-игрушки, которые предполагают взаимодействие ребенка с книгой и его непосредственное участие. Так он вовлечен в процесс чтения или в данном случае в написанную историю. Это могут быть книжки с клапанами, другими движущими элементами, нажатие кнопок, потянуть за веревочку, потрогать что-то шершавое или пушистое (книги с сенсорными вставками). Такие книги очень нравится детям и подогревают их интерес.

Но если все будет сводится только к этому, это уже будет не чтение, а игра как с обычной развивающей игрушкой. Поэтому наша задача — научить ребенка именно слушать. Чтобы ему была интересна именно человеческая речь на первом этапе, далее придет понимание и он обретет смысл происходящего.

Так что наличие каких-то спецэффектов в книге не должно переходить в баловство или игру. Здесь важно помочь ребенку сосредоточиться на картинке, дать ему время рассмотреть ее.

Так же подойдут сенсорные мягкие и развивающие книги, но именно с сюжетной линией: не просто курица, она клюет зернышки или сидит в гнезде с ципушками.

Актуальны простые сказки, где мало текста и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Маленькие четверостишия и потешки.

Так же от полугода можно рассматривать первые энциклопедии для малышей, в которых затронуто большое количество тем. Сначала ребенок постигает существительные. Затем ближе к году добавляем глаголы и составляем первые предложения из 2-3 слов. Собака лает ГАВ-ГАВ.

Пока ребенок не умеет говорить, вы говорите за него. Часто мы можем вносить в сказку свои детали или интерпретировать написанное.

От года до 3 лет

Теперь можно читать небольшие истории про животных, стишки, продолжаем сказки. Добавляем книги с картинками (виммельбухи) и побуждаем ребенка самого составлять «рассказики».

Как выучить буквы

Некоторые источники рекомендуют азбуки, буквари разных авторов. Спору нет, это яркие пособия, привлекающие внимание, с грамотными рекомендациями и советами для родителей. Но начните учить буквы с того, что ребенку будет милее всего. С его имени. Напишите его на бумаге. Раскрасьте, добавьте картинку человечка — это он сам. Пусть малыш попробует написать свое имя. Пусть дофантазирует историю.

Читайте также:  Все, что нужно знать о грудном вскармливании

При этом обязательно проговаривайте вслух звуки. Например, не эр-о-эм-а, а именно р-о-м-а. По звукам! Чтобы было легко прочитать. Не забивайте малышу голову правильным произношением букв. Мы читать учимся, а не проходим программу начальных классов.

После успешного освоения собственного имени добавляйте классические мама-папа. После трех слов уже можно брать детскую книжку и искать знакомые буквы. Например, в начале слова, в конце, в середине.

Далее учим другие буквы. Некоторые источники не рекомендуют делать это по азбуке. Потому что за одной буквой у малыша закрепится одна картинка. Других ассоциаций не возникнет. Мы пошли другим путем. Купили книжку, в которой было целых 7(!) азбук. То есть, буквы одинаковые, а картинки разные. Другими словами, буква а — это не только аист. Это еще и ананас, автомат, Африка, абрикос, автобус. Таким образом ребенок выучит именно букву, а не картинку под ней.

Совет. Почаще повторяйте пройденное. Выучили сегодня 2 буквы. Нашли их в книжке сказок или в собственном имени. В следующий раз выучили еще парочку. И обязательно повторили предыдущие.

Кстати, знакомые буквы можно искать не только в книжках. На прогулке смотрите по сторонам:

  • магазинные вывески
  • театральные афиши
  • рекламные надписи
  • объявления
Как выучить буквы

Это же так интересно! Плюс ко всему, для лучшего запоминания, можно поиграть в «Города». Но с другими правилами. Пусть все слова начинаются на выученную букву. Или заканчиваются. Только не вздумайте обыграть отпрыска! Он должен проигрывать очень редко. Или сделайте вид, что не знаете больше слов, пусть подсказывает.

Совет. Все дети любят ходить по магазинам. Попросите малыша помочь вам. Пусть прочитает название продукта на этикетке. Только не состав, там слишком много непонятных и сложных слов. Не забудьте похвалить ребенка. Разрешите ему самому выбрать продукт, прочитать и оплатить покупку на кассе. Обязательно расскажите родственникам в его присутствии, какой помощник у вас растет.

Огромную помощь в обучении чтению нам оказали кубики и буквы на магнитах. Пришлось даже купить сразу три алфавита, чтобы на холодильнике можно было собирать слова. Кубиков тоже покупали три комплекта. Строили из них здания сразу с надписями. Магазин, детсад, школа, работа, кино, аптека, гараж, дом. Целый город получался.

Совет. Не приставайте к ребенку с обучением, если он болен, неважно себя чувствует или в плохом настроении. Малыш должен быть выспавшийся, сытый и отдохнувший. Обязательно делайте перерывы.

Кстати, можно написать алфавит на листочках. Расклеить их по дому. Вы занимаетесь своими делами, и просите чадо найти и принести вам листочек с названной буквой. Со временем задачу можно усложнить, дописав слоги, а затем и слова. И не скупитесь на похвалу.

как подготовить ребенка к школе

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.