Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше?

Каждый человек на протяжении всей жизни переживает кризисные моменты. Личностный кризис представляет собой специфические эмоциональные и психологические переживания, которые связаны с внутренними и внешними изменениями в процессе роста и развития. Первый переломный период дети переживают еще в 2-3 года.

Кризис года

Этот кри­зис харак­те­ри­зи­ру­ется такими симп­то­мами, как: повы­шен­ная эмо­ци­о­наль­ность и каприз­ность. Ребе­нок может спо­койно играть, а потом, если у него что-то не полу­читься – начать сильно кри­чать, пла­кать и раз­бра­сы­вать игрушки. Силь­ные аффек­тив­ные вспышки харак­терны для этого пери­ода также как и для кри­зиса трех лет. Боль­шой про­бле­мой в это время ока­зы­ва­ется неболь­шой сло­вар­ный запас ребенка и слож­ность в выра­же­нии жела­ний. Роди­те­лям при­хо­дится дога­ды­ваться, что именно хочет ребе­нок и если они непра­вильно пони­мают просьбы – сле­дует оче­ред­ная исте­рика. Чтобы этот кри­зис про­шел мак­си­мально гладко, мама и папа должны под­дер­жи­вать малыша и вме­сте при­дер­жи­ваться одной линии вос­пи­та­ния. Не стоит реа­ги­ро­вать на капризы суро­выми нака­за­ни­ями, лучше обнять малыша и спо­койно объ­яс­нить, что так делать нельзя. Роди­те­лям при­дется запа­стись недю­жин­ным терпением.

Кризис лет: признаки и особенности

Когда ребенку исполняется три года, то начинается новая фаза в его развитии. Психологи называют его возрастом строптивости. Родители же могут узнать этот возрастной кризис по целому ряду симптомов:

  • ребенок делает наоборот тому, что от него требуют;
  • проявляет чудеса упрямства и не отказывается от своего “нет” даже, если ему очень хочется согласиться;
  • хочет все делать сам и отказывается от помощи, вплоть до истерики;
  • малыш может стать грубым и драчливым;
  • не признает слово “нельзя”;
  • у ребенка резко меняются вкусы и настроение;
  • хочет, чтобы делали только так, как хочет он.

Все эти признаки – не знак дурного воспитания или родительских ошибок. Через этот этап проходят все дети. Просто у одних дошкольников он проходит более бурно, другие же переживают его менее болезненно.

Психология и понятие

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Психология и понятие

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психология и понятие

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

Психология и понятие

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Психология и понятие

Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.

Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», — и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.  

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Читайте также:  КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям
  • Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю
  • 10 причин плохого поведения детей

Кризис трех лет у ребенка. Как пережить?

Опасно думать, что все действия ребенка совершаются «назло» маме с папой. Многие обидчивые родители думают примерно так: «Мы же его так любим, столько времени тратим на его развитие и воспитание, а он говорит, что ненавидит нас, специально выставляет плохими, упрямится… Надо его наказать! Показать, кто в доме главный!».

Самое главное в деле преодоления кризиса трех лет у детей – терпение и еще раз терпение взрослых.

Важно понять причины: он пытается не вас выставить плохой, а себя – хорошим. Не вас ненужной, а себя – самостоятельным. Не вас ленивой, а себя – способным.

Он отстаивает свою независимость и индивидуальность. Он «прощупывает» границы дозволенного и недозволенного и фактически заново выстраивает отношения с окружающими. А тренируется на самых близких, естественно!

Ни в коем случае не гневайтесь на дитя, не кричите и не ругайте. Каждый раз, выходя из себя из-за очередной стычки, вспоминайте, что он маленький запутавшийся малыш.

В конце концов, вы и сами заинтересованы быть спокойнее. Если дитя поймет, что может воздействовать на вас своими истериками, то слезливые манипуляции станут его излюбленным методом.

Расширьте границы дозволенного. Конечно, опасности останутся под запретом, но маленькие послабления все же сделайте.

Поменьше ругайте, ведь в этот период дети особенно уязвимы к критике взрослых и могут решить, что вовсе не любимы. А вот похвала, восторги и мягкое нежное отношение родителей сгладят острые углы трехлетнего кризиса.

Помогите малышу проявить самостоятельность. Обеспечьте его делами, которые он в силах сделать сам.

Пускай он станет штатным поливальщиком фикуса в гостиной или стирателем пыли с дедушкиного стола. Купите ему личные формочки для теста и позволяйте по воскресеньям печь печенье.

Не будьте узурпатором в своей семье. Диалоги вроде «Я не пойду гулять!» — «Нет, я сказала, что ты пойдешь!» приведут лишь к углублению кризиса. Будьте хитрее! Иногда иллюзия выбора творит чудеса.

Позволяйте ребенку делать выбор самому. Что надеть на прогулку, что съесть, какую игрушку купить, какую книгу прочитать на ночь?

Он почувствует себя важной, значимой персоной, с мнением которой считаются. Предлагая варианты выбора, не забывайте, что все они должны быть приемлемы для вас.

Не спрашивайте, хочет ли малыш посмотреть телевизор или пойти погулять, если вы все равно собираетесь идти в магазин. Сделайте иной выбор: проехаться до магазина на машине, пройтись пешком или на велосипеде?

Никогда не сравнивайте любимое чадо с соседским Ваней или Петей: «Вот Петя ходит гулять за ручку с мамой, а ты упираешься…», «Ваня кушает брокколи и поэтому такой высокий и сильный, а ты от печенья скоро станешь совсем слабеньким»…

Такое отношение лишь усугубит детскую ревность и внутренние переживания, но никак не мотивирует на правильные действия.

Желаемого легко добиться с помощью игры! Предложите выгулять игрушку, но с условием, что все будут идти за ручку, или накормить полезными овощами плюшевого зайчика, который уж точно не захочет кушать в одиночестве.

Будьте открыты, полны любви и добрых слов, и вы легко преодолеете кризис трех лет у детей!

Советы психологов и доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что корень проблемы неадекватного поведения крохи в период становления личности лежит в его стремлении к самостоятельности. Поэтому он рекомендует родителям применять 3 правила во взаимоотношениях с ребенком в 3 года:

  1. Давайте ребенку возможность познать мир и осознать свое место в нем. Нельзя следует говорить только в крайнем случае, когда малышу угрожает опасность – нельзя зимой без шапки, нельзя трогать горячий утюг, нельзя сунуть спицы в розетку.
  2. Единая позиция в воспитательном процессе. Все члены семьи должны действовать заодно, поскольку разногласия способствуют обесцениванию авторитета родителей.
  3. Если нет, значит, всегда нет. Когда прозвучал запрет, он должен стать нерушимым. Недопустимо сегодня запрещать что-либо малышу, а завтра разрешить это лишь бы не ныл.

Отдельно Комаровский выделяет детские истерики как способ манипулирования и подчинения взрослых своей воле. В этом случае лучшая позиция родителей – игнорирование и демонстрация равнодушия. При отсутствии реакции на крики и плач, такие формы проявления деспотизма быстро проходят сами по себе.

Также психологи дают еще несколько советов, которые помогают установить с ребенком психологический контакт и таким образом смягчить проявления кризиса. Среди них:

  1. Переключайте внимание капризничающего крохи на интересные предметы, разговоры, пойте песенки, рассказывайте стишки. Это очень отвлекает.
  2. Играйте словами. Если кроха не хочет надевать шапку – «не хочешь синюю или красную?», не желает кушать – «не будем кашку, лучше съедим супчик».
  3. Не заставляйте. Малыш заигрался, а вам нужно домой готовить кушать, убирать. Не следует тянуть кроху за руку, попросите его проводить маму, ведь вы боитесь или вам скучно идти самой.
  4. Позволяйте делать ошибки.
  5. Разрешайте иногда безобидно шкодить.
  6. Не «залюбливайте». Не следует исполнять любые желания и прихоти крохи. Пусть с раннего детства привыкает к отказам. Но подавлять при этом тоже не стоит – попытайтесь найти золотую середину.
  7. Не сравнивайте с другими. Запомните!Любое сравнение с другими детьми вызывает у крохи снижение самооценки и провоцирует еще больше негатива.
  8. Не применяйте физическое наказание, откажитесь от обидных слов. Ребенок должен расти в атмосфере любви и поддержки. Физическая расправа, насмешки, обзывания воспитывает в маленьком человеке агрессию, страх, недоверие и негативное отношение к родителям.
  9. Хвалите ребенка, поощряйте его самостоятельность.

Смотрите также: Можно ли возить ребенка на переднем сиденье в автокресле и бустере?