Как не избаловать ребенка? Основные ошибки родителей

Упрямые дети – это малыши, поведение которых приводит к возникновению проблем в эмоциональной сфере и воспитании. Упрямство приводит к постоянным спорам и разногласиям. Ребенок не желает слышать чужую точку зрения и не принимает ее. Эта черта характера начинает развиваться с двухлетнего возраста.

Можно ли избаловать грудного ребенка?

Современные книги по детской психологии утверждают, что в возрасте до 9-12 месяцев избаловать малыша невозможно, а ведь более ранние источники часто предостерегали родителей и уверяли, что частое времяпрепровождение с собственным чадом, может стать причиной детской избалованности. Кто же прав в этой ситуации?

Во-первых, следует знать, что груднички не умеют манипулировать, а своим плачем и криком, они сообщают окружающему миру, что им страшно, неуютно, хочется пить или кушать. На такие просьбы мама должно реагировать всегда, именно благодаря поведению мамы в этот период, у ребенка формируется стойкость нервной системы. В дальнейшем, малыш растет более спокойным, меньше болеет или капризничает. Избаловать грудничка лаской и заботой – невозможно. Не бойтесь проводить с ребенком как можно больше времени, играть, вместе спать, развлекать.

Но существует и ряд опасностей, которым подвергаются мамы и сами того не желая, они провоцируют детские капризы и первые признаки избалованности:

  1. Привыкают быть 24 часа в сутки вместе с ребенком. Привязанность мамы к малышу – это абсолютно нормально, но за период грудного вскармливания, когда мама находится все время рядом с ребенком, многие матери привязываются к малышу настолько сильно, что сами начинают испытывать зависимость от ребенка. Они уже не могут доверить уход за ним отцу, бабушкам или другим родственникам, желающим помочь и «разгрузить» маму. Ведь свято уверены, что никто не справится лучше их. Видя, как мама находится рядом и готова бежать по первому зову, дети в возрасте старше 9 месяцев уже способны использовать материнскую зависимость себе во благо. Это и может стать причиной эгоистичного желания не разделять маму ни с кем, а как следствие – избалованности.
  2. Не могут оставить малыша в покое, даже когда он не нуждается в вашем внимании. Даже в период грудного вскармливания, мама может выделить некоторое время на свои нужды. К счастью, не все время груднички страдают от боли, не всегда нуждаются в питании и не все время беспокойно спят ночью. Маленькие дети много спят днем, спокойно и безмятежно лежат в кроватке и наблюдают за движением мобиля, проводят время с отцом и другими родными. Но даже в эти счастливые часы, когда мама может спокойно погрузится в свои дела, некоторые дамы считают необходимым вмешиваться: поправить одеяло, погладить, проверить подгузник, вытереть несуществующие сопли и многое другое. Но поверьте – нет необходимости вмешиваться в жизнь чада ежесекундно. Уже с младенческого возраста ребенок имеет право на свое пространство.

Адекватное отношение к своему ребенку и принятие собственного «Я» отдельно от него – залог гармоничного развития малыша и мамы. Если с грудного возраста ребенок усвоит, что мама всегда поможет, когда ему что-то необходимо, но она не может непрерывно быть рядом – это поможет сформировать крепкую нервную систему, но не приведет к появлению эгоистичного, властного капризного типа поведения.

Читайте также:  Карантин: Чем занять ребенка дома? 80 крутых идей

Почему ребенок растет несамостоятельным?

Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:

  1. Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно — это экономит массу времени, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Он растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.
  2. Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач — от самообслуживания до выбора друзей. Ребенок привыкает, что за него все делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.
  3. Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствие стимула (похвалы) ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка стремительно падает.
  4. Неготовность принять взросление ребенка: некоторым родителям нелегко смириться с тем, что ребенок может иметь свое — отличное от их — мнение, они стремятся оградить его от ошибок, которые им очевидны, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты, и если верх в них одерживают родители, ребенок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.

Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:

  • родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;
  • привыкли излишне перестраховываться: не оставляют ребенка дома одного, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т. д.;
  • живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка»;
  • не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

Воспитание самостоятельности — это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:

  • достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять свое профессиональное мнение в коллективе и перед начальством;
  • сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;
  • будет рисковать, стремиться к переменам, так как испытывает страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.

Почему дети упрямые?

На упрямых детей часто говорят, что они с характером. Эта черта характера появляется при проблемах с социальной адаптацией. Возникновение упрямства у детей наблюдается, когда их пытаются подчинить себе. Если ребенок отказывается что-то делать, а родители на него давят, то это приводит к усилению семейного конфликта.

Важно! Если малыш одерживает часто победы в определенных ситуациях, то по истечению времени он может стать домашним диктатором.

Упрямство развивается у малыша, если родители стараются его обучить новым навыкам и умениям раньше требуемого возраста. Если родители разрешают малышу играться в песочнице и дают установку не пачкаться, то это приводит к появлению нарушений.

Невротическая форма упрямства является самой тяжелой у детей. Если родители стараются побороть упрямство своей настойчивостью и непоколебимостью, то это приводит к появлению серьезных проблем в виде заикания и задержкой развития речи.

Читайте также:  Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Развитие упрямства зависит от типа нервной системы малыша, который закладывается на генетическом уровне, а также от особенностей воспитания. Если появляются врожденные качества, то побороть их очень сложно. В этом случае рекомендуется приспособиться к малышу и учитывать его особенности в процессе воспитания.

Упрямство является ответной реакцией на возрастные кризисы, а также отношение родителей. Если взрослые хотят полностью подчинить себе ребенка, не оставляя ему права выбора, то это становится причиной упрямства. При таком способе воспитания малыш не может выполнить возлагаемые на него обязанности. Например, если ребенку показали несколько раз, как завязывать шнурки в три года и требуют от него повторить это.

Почему дети упрямые?

Если малыш не может это выполнить, то родители воспринимают его поведение как злой умысел, не учитывая субъективное восприятие и объективные причины. При возникновении такой ситуации у родителей возникает одно желание – с применением силы сломать протест. Это приводит к возрастанию упрямства. Ребенок понимает, что отстаивать свое мнение он должен всеми доступными ему методами, чтобы донести родителям свою правоту.

При таких взаимоотношениях в дальнейшем наблюдается чрезмерная жестокость малыша к своим сверстникам. Холодные семейные отношения травмируют психику малыша, поэтому у него нет доверия к окружающим. В этом случае есть два пути развития. При первом из них малыш обучается манипуляции и занимает позицию диктатора в своей семье. Во втором случае наблюдается потеря активности ребенка и его подчинение всем требованиям родителей, взрослых и сверстников.

Внимание! Если подчинение возникает в школьном возрасте, то это приводит к развитию кризиса, который сопровождается разрушением всех родительских систем и отдачей окружающим всей накопленной разрушительной энергии, подавляемой с детства.

Упрямство может возникать при нормальном процессе развития. Например, если в пятилетнем возрасте к ребенку приходит осознание своей самостоятельности и отдельности, то он будет делать все наперекор взрослым. В этом возрасте приходит понятие своих желаний и потребности, в удовлетворении которых появляется смысл, что приводит к формированию личности. При возникновении препятствий наблюдается усиление упрямства.

При разнообразных изменениях в жизни ребенка часто появляется упрямство. Такое наблюдается при смене места жительства, режима дня, встречах с новыми людьми и т.д. Такое происходит в виде адаптационного механизма. Если ребенок возвращается в привычную для него обстановку, то упрямство исчезает.

Маленькая девочка в красной кофте, в косичках стоит и кривляется

Как научить ребенка быть дисциплинированным ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Дисциплина остро необходима не только родителям ребенка, но и ему самому.

Для того чтобы ребенок вырос подготовленным к жизни в обществе, ему с ранних лет следует объяснить, что такое дисциплина, как она поможет ему в социализации и в понимании своих прав и обязанностей.

Дисциплинированный ребенок осознает, какие границы есть у дозволенного, понимает, что любые привилегии еще надо заслужить. Когда ребенок, которому с детства прививали дисциплину вырастает, он обязательно отблагодарит своих родителей за его привитое уважение к порядку.

Что такое дисциплина и как объяснить это понятие ребенку

С чем у ребенка может ассоциироваться это слово? С правилами, ограничениями и наказаниями. Однако следует сразу объяснить ребенку, что в дисциплине нет ничего негативного. Это понятие подразумевает собой поведение в рамках, зависящих от окружения, контроль своих эмоций, уважение к себе и к окружающим людям, умение держать себя в руках в стрессовых ситуациях.

Читайте также:  Оценка новорожденного по шкале Апгар — что нужно знать?

Помните, что детям не всегда удается отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного. Им тяжело дается контролировать свои эмоции и поведение, что нередко приводит к не самым приятным ситуациями. Обучая ребенка дисциплине, главная задача родителей — не только привить уважение к правилам и порядку, но и научить ребенка управлению собственным поведением.

Как научить ребенка быть дисциплинированным ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Благодаря системы установленных правил вы поможете ребенку быстрее научится отвечать за свои поступки, что в будущем только положительно скажется на его способности строить отношения с другими людьми.

Самое главное: помните, что чрезмерное ограничивание ребенка, угрозы, унижение и применение физической силы в отношении ребенка ведет к противоположному эффекту от дисциплинированности: у ребенка закрепится в сознании отвращение к правила и порядку, а в его глазах вы станете тираном, а не любящим родителем.

Практические советы родителям

Когда с объяснением определения понятия дисциплины вы закончили, следует приступать к практической части прививания ребенку дисциплины. Вот несколько советов, которые значительно облегчат этот нелегкий процесс.

  1. Старайтесь контролировать в первую очередь себя, когда ребенок не желает слушаться вас. Если вы срываетесь на ребенка или поддаетесь на его провокации, то это существенно скажется на вашем авторитете внутри семьи. Криками и излишними эмоциями вы не только продемонстрируете ребенку свое бессилие, но и медленно начнете терять свою власть. Помимо этого, ребенок, видя вашу бурную реакцию, в дальнейшем начнет отвечать вам таким же образом. Лучше всего делать замечания в спокойном и уверенном тоне. Так вы продемонстрируете свой полный контроль над происходящим вокруг, что не позволит ему пытаться манипулировать вами.
  2. Воспитание должно восприниматься ребенком как позитивное явление. Будучи строгим, не забывайте, что резкая критика в сторону поведения ребенка нежелательна. Не следует раньше времени наказывать ребенка за какие-либо проступки, не узнав причину, почему ребенок их допустил.
  3. Определите рамки дозволенного для ребенка. Он должен знать, что ему можно делать, а что — нельзя. Обсуждайте это заранее, а не в момент того, когда ребенок уже делает что-то не так. К примеру, говорить ребенку «Не гладь бродячую собаку» нужно не в тот момент, когда его рука уже тянется к животному, а еще в домашней обстановке, когда вы можете ему детально объяснить, почему этого не стоит делать.
  4. Научитесь отличаться баловство от осознанного непослушания. Мир ребенка тяжело ограничить, ведь их естественной натуре свойственно стремление к познанию окружающего мира. Часто дети просто не обращают внимания на свои нежелательные поступки, виной этому — обыкновенная детская забывчивость. Другое дело, когда ребенок ребенок намеренно совершает нежелательные действия, дабы показать вам свой характер или просто «назло» вам.
  5. Будьте тверды и последовательны в своем отношении к ребенку. Если вы установили ему какое-либо правило, он должен строго его придерживаться. Например, вы объяснили ребенку, что как только он заканчивает с утренними процедурами перед школой, он должен заправить постель за собой, а он предпочел один раз проигнорировать это правило. Как воспримет отсутствие наказания за первое нарушение вашего установленного предписания? Правильно, он решит, что и последующие подобные «нарушения» не повлекут за собой вашей реакции.