Как научить ребенка владеть собой: правила, приемы, секреты

С появлением в семье ребенка каждый родитель задается вопросом: как помочь своему чаду самореализоваться? Как помочь ребенку стать успешным? Что для этого нужно? Воспитание, атмосфера в доме, финансовые возможности? Безусловно. Природные способности, которые можно развить, желание и трудолюбие самого ребенка? Разумеется.

Влияние сверстников на дисциплину ребенка

Ваше дитя быстро растет и развивается. Поэтому со временем в его жизни начнут возникать такие моменты, когда вам будет очень сложно его воспитывать и контролировать. Это наступает в тот момент, когда дети попадают под влияние своих сверстников. Тогда ваши моральные уроки становятся для них менее важными. Ваш ребенок становится более уязвимым, и попадает под влияние других людей.

Влияние сверстников на дисциплину ребенка

Давление со стороны сверстников в большинстве случаев является достаточно сильным. Оно может подорвать все ваши усилия по воспитанию и дисциплине ребенка. Многие родители думают, что их дети никогда не попадут под давление сверстников. Они утверждают, что их ребенок никогда не будет делать плохих вещей. Но, в конце концов, все их домыслы не изменят тот факт, что ребенок перестает их слушать, и находится под полным влиянием сверстников.

Самоконтроль ≠ саморегуляция

Самоконтроль — это преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка заключается в том, чтобы «не действовать». Ребенок с развитым самоконтролем не заплачет и не начнет драться с малышом, который забрал лопатку.

Саморегуляция — умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодействии с окружающими людьми. Речь о том, как «действовать» в подобных ситуациях. Ребенок из примера выше не только не расстроится, а попробует придумать игру, которая заставит малыша потерять к лопатке интерес.

Если говорить метафорично, самоконтроль помогает потушить пожар, который уже случился. Саморегуляция позволяет его не допустить, соблюдая нормы пожарной безопасности.

Самоконтроль помогает ребенку контролировать эмоции, мысли, поведение и избегать соблазнов. К примеру, малыш с хорошим самоконтролем не устроит истерику в супермаркете, если вы откажетесь купить ему игрушку.

Саморегуляция же гораздо шире самоконтроля. По мнению нейробиолога Клейбоу, она состоит из умения контролировать себя, эмпатии и креативности. На отказ купить игрушку ребенок с развитой саморегуляцией не зарыдает, а постарается понять причину. Или узнает, сможет ли он заслужить игрушку.

Еще пример. Самоконтроль поможет ребенку преодолеть злость, если другой запустит в него бумажный самолётик в садике. Ребенок с высоким уровнем саморегуляции оценит обстановку, постарается понять, почему товарищ так поступил. Возможно, он напрямую спросит об этом, чтобы решить проблему. Саморегуляция помогает проанализировать чужие эмоции и чувства, чтобы выбрать адекватную модель поведения.

Или представьте: ускакал мячик, и малыш не смог его поймать. Самоконтроль поможет сдержать слезы. Саморегуляция подскажет взять другую игрушку и продолжить игру.

Читайте также:  Молозиво - это... Коровье молозиво. Как готовить молозиво

Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечесаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьезного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар». Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей.

Мы так зациклены на учебе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом. Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — все это подросток может и должен делать сам. Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men’s Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провел на помойке». На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни. Кроме того, очень важно научить ребенка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — еще час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

Читайте еще: Куда поступить после 11 класса >>

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Читайте также:  Запор при приеме Эспумизана у новорожденного

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

Что может затормозить появление навыка?
  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе, по большей части, начинается психологически. И родители, и ребенок психологически еще не готовы сделать такой важный шаг на пути к потоку информации и социальным контактам с чужими (пока) людьми.

Поэтому психологической подготовке важно отводить первостепенное значение. С чего же начинается такая подготовка?

Прежде всего, это дать ребенку элементарные знания о том месте, где ему предстоит провести многие годы. Рассказать о школе, что это за учреждение. Дать понимание структуры заведения – что там много помещений (классы, залы, участки вокруг здания).

Рассказать, что делают в каждом помещении – в классах много парт и стульев. На них дети сидят парами или по одному (в зависимости от формы парт) во время уроков. Уроки длятся от 30 до 45 минут. Это то время, когда ребенок может находиться за партой и получать информацию, не уставая.

Каждые 45 минут звенит звонок, и все дети могут встать и выйти в коридор, чтобы отдохнуть в течение 10-15 минут.

В течение дня у школьников от 4 до 7 уроков. С утра проводятся уроки, требующие большей концентрации внимания – математика, русский язык, литература, иностранный язык и т.п.

Речь ребенка – эгоцентрична ли?

Обучаем ребенка чтению

Готов ли ребенок к обучению в школе?

Домашнее онлайн обучение

К концу дня по расписанию ставятся уроки, требующие меньшей нагрузки мозга – рисование, пение и т.п.

Задолго до прихода в школу ребенок должен знать, что там он встретит много разных детей и взрослых. Все они приходят туда каждый день. Дети идут, чтобы узнать что-то новое, научиться разным полезным вещам.

Взрослые – педагоги приходят в школу, чтобы научить детей что-то делать, познакомить их с интересной информацией.

Есть и другие взрослые на территории школы. И каждый выполняет свою важную работу – кто-то готовит для детей еду. В определенное время все школьники собираются в столовой, занимают соответствующие места и кушают то, что приготовили для них повара.

Другие взрослые следят за порядком на территории школы, чтобы все было чисто и безопасно для школьников.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к школе заключается в том, чтобы привить интерес к обучающему процессу, заинтересовать самим пребыванием ребенка в здании и во время уроков. Малыш не должен бояться всего нового, что ждет его впереди, а желать узнавать об этом и стремиться к началу школьного обучения.

Самостоятельность – уверенность в себе – самореализация – успех

Подводя итог, можно выстроить именно такую логическую цепочку. Еще раз разберем по пунктам. Самостоятельность в ребенке нужно воспитывать с детства и тогда он будет знать, что способен сам принимать решения, добиваться поставленных целей и исполнять свои мечты. Из самостоятельности рождается уверенность в себе – человек, который может все САМ, гордится собой. Человек, уверенный в себе, знает, чего он хочет, и будет жить так, как он хочет. Таким образом, он самореализуется и будет успешен.

Помните: успех – это понятие, различающееся для каждого человека. Для кого-то успех – руководить крупной корпорацией и получать огромные гонорары. Классический вариант. Но для кого-то успех – это работать рядовым участковым педиатром и спасать малышей от насморка и кашля, делать классные свадебные фотографии, уехать волонтером в Африку, заниматься фрилансом, всю жизнь путешествовать. Успех понимается людьми очень по-разному. Не ставьте самореализацию и успешность вашего ребенка в рамки своего понимания мира и жизни.

Будьте последовательны в действиях

Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.

Будьте последовательны в действиях

В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.