Как научить ребенка обращаться с деньгами

Деньги – это такая тема, по поводу которой возникает немало разнообразных вопросов и сомнений даже у взрослых: где заработать, как не потерять, как потратить с умом? Детям разобраться во всех этих хитросплетениях ещё сложнее. О том, как их знакомить с этими и другими вопросами, касающимися денег, «Смоленской газете» рассказала психолог и коуч Вера Маркина.

НУЖНО ЛИ ДАВАТЬ ДЕТЯМ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

В этом вопросе родители делятся на два лагеря: те, кто категорически против (а зачем ему? мы ведь все даем и так) и те, кто готов поощрять ребенка и не видит в этом ничего зазорного.

Давайте рассмотрим основные аргументы противников карманных денег:

  • все нужное у ребенка и так уже есть благодаря родителям;

  • эти деньги все равно тратятся на ерунду;

  • он/она еще не знает цену деньгам;

  • ребенок станет жадным и будет требовать еще.

Безусловно, подобные риски существуют, но такие последствия чаще возникают в семьях, где родители “откупаются” от ребенка деньгами, дают по первому требованию большие суммы и даже не пытаются контролировать траты. Конечно, пока малыш ходит в детский сад, он всем обеспечен, а его потребности еще невелики, поэтому ему деньги не нужны. Но у школьника потребностей значительно больше.

В свою очередь, сторонники карманных денег считают, что:

  • так они помогут ребенку научиться ставить и достигать свои финансовые цели;

  • он поймет цену деньгам и сможет распоряжаться ими с умом;

  • научится копить на что-то нужное;

  • не будет комплексовать или подвергаться насмешкам со стороны сверстников.

И все это, безусловно, станет реально! Но только в том случае, если родители подходят ответственно к данному вопросу: помогают, обучают, подсказывают и контролируют в важных вопросах.

Поэтому мой ответ таков: если вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться финансами и не начал “спускать деньги на ветер” как только окажется вдали от родительского дома, то мы обязаны обучать его заранее! Для этого существует понятие финансовой грамотности. Ее можно и нужно прививать ребенку с раннего возраста. И карманные деньги — важная ее часть.

Условия передачи данных

Настоящее согласие действует на получение рекламно-информационных материалов о страховых, банковских и иных продуктах через мобильный или стационарный телефон посредством голосовых вызовов или коротких текстовых сообщений (SMS), с использованием Интернет-мессенджеров, на электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете. А также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг ООО «Информационное агентство «» и/ или третьих лиц, а также предоставления информационно-консультационных и маркетинговых услуг (включая осуществление рекламно-информационных рассылок с использованием sms-сервисов, Интернет-мессенджеров, электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете.

Пользователь может отказаться от подписки на емейл-рассылку, перейдя по ссылке «Отписаться» в нижней части любой рассылки

Читайте также:  Симптомы цистита у детей и способы их устранения

В каком возрасте можно начинать

Первый и главный вопрос: в каком возрасте родители могут говорить с ребёнком о деньгах? Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!». Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.

Однако говорить о финансовой грамотности, по словам педагогов, нужно чуть позже – в 5 лет. В этом возрасте ребёнок понимает, что такое деньги.

Рассмотрим, что думает государство по поводу обучения детей финансовой грамотности. Этот предмет стал обязательным в российских школах с 2016 года. В некоторых образовательных учреждениях финансовую грамотность ввели в программу, в других сделали факультативным курсом. А в 2018 году Центробанк анонсировал запуск образовательной программы «Экономическое образование для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Читайте также:  Дисбактериоз у детей – причины, симптомы и лечение

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

Как научить ребенка обращаться с деньгами

Самым распространенным способом введения ребенка в большой финансовый мир является выдача карманных денег. Родители традиционно считают эти суммы потерянными для бюджета и ставят на них крест — ребенок потратит на развлечения и все тут. Однако можно и нужно учить подростка пользоваться наличностью с умом, правильно распределять свой бюджет и откладывать на покупки, о которых мечтает. Определите размер еженедельных сумм

Учим ребенка обращаться с деньгами

Научиться правильно распоряжаться деньгами, не имея собственно денег, невозможно. Правильный подход — это выделение ребенку регулярной суммы на обеды в школе, угощения, мелкие покупки и проч. Давать ребенку слишком большие суммы, превышающие траты на подобные мелочи, нецелесообразно.

Планируем траты заранее

Научите ребенка планировать свои доходы и траты. Если вы выдаете деньги регулярно, то он быстрее научится планирование. Назначьте день выдачи денег, и всегда придерживайтесь его. Вы можете выдавать деньги наличными, либо настроить регулярный платеж на банковскую карту для подростков.

Честность в финансовых вопросах

Если в семье проблемы с деньгами, не скрывайте это от ребенка. Он должен понимать, почему откладывается выплата еженедельной суммы, или почему нужно ее сократить. Не выдумывайте причин, не имеющих отношения к действительности, объясните просто, но откровенно.

Определяем цели в покупках

Поговорите с ребенком о целесообразных и бессмысленных тратах. Чтобы обезопасить от бессмысленных и вредных покупок, например, жвачки, чипсов и прочего подобного, как раз и нужно ограничивать еженедельное пособие небольшой суммой. Если же ребенок пользуется специальной банковской карточкой, то вы можете проконтролировать расходы, установив лимит ежедневных трат и снятий.

Если же ребенок хочет купить что-то, превышающее размеры еженедельных выплат, предложите ему откладывать часть денег для покупки. Например, это может быть определенный процент от каждой траты, или от каждого денежного поступления. А с приятными бонусами в виде подарков на дни рождения и новый год накопление станет более легким и интересным.

Ребенку о деньгах — простыми словами

Сделайте знакомство с финансами для ребенка еще легче:

Не спеши тратить все полученные деньги сразу. Раздели недельную сумму на каждый день. Ведь если сегодня потратишь все, а завтра увидишь что-то, что очень захочешь купить, придется ждать целую неделю. Откладывай простую часть каждой полученной суммы. Получил 100 — отложи 10. Получил 20 — отложи 2. Все просто. Всегда можно попытаться купить более выгодно. Хочешь новый телефон — давай сравним цены на разных сайтах. Выбираешь способ подписки на онлайн игру — посчитай, какой из вариантов дешевле выйдет в месяц. Записывай все траты. Так ты сможешь точно знать, куда и с какой скоростью уходят деньги из кошелька или с карточки. И немного о полезных для подростков банковских сервисах. Специальные карточки для несовершеннолетних позволяют родителям контролировать финансы ребенка, помогать ему учиться обращению с деньгами, а также легко справиться с ситуацией в случае потери или кражи карточки.

Читайте также:  Ребёнок манипулирует родителями – что делать?

Дети и деньги: как мы портим детей деньгами и подарками

Даже если отец потерял работу, то его малыш, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.

Когда здоровый контакт между родителями и детьми отсутствует и происходит подмена реальных эмоциональных отношений "товарно-денежными" — деньгами, вещами и т. д., мы можем получить два диаметрально противоположных варианта поведения в зависимости от темперамента и характера ребенка.

У детей более активных, настырных, требовательных, постоянный эмоциональный голод и раздражение проявляются в хронической неудовлетворенности и нескончаемой требовательности. Ребенок неосознанно пытается "насытиться" с помощью денег, безудержно требуя от родителей все больше и больше и не удовлетворяясь ничем.

Что ни дай, что ни купи — ему всегда мало, все быстро приедается, все время требуется что-то новое. Таким детям свойственно постоянно сравнивать себя с окружающими и, конечно, не в свою пользу. Им кажется, что они чего-то лишены, что родители им чего-то недодали. Родители пытаются компенсировать недостаток глубинного внутреннего взаимодействия деньгами, но, конечно, безрезультатно.

Дети менее активные, скорее меланхоличные, депрессивные, зависимые, не способные заявить о себе, не получая от родителей должной эмоциональной поддержки, не ощущая себя любимыми, нужными, просто не знают, чего и желать. Ребенок уходит в себя, как улитка, прячется в свою раковину, и, как бы родители ни старались, как бы ни пытались увлечь его, засыпая подарками, он не позволяет "выманить" себя наружу.

Он принимает подношения без особой радости, как должное, и никакая самая дорогая вещь не может скрасить его жизнь, компенсировать отсутствие родительской любви и тепла. По своему небольшому, но уже горькому опыту он знает, что самого главного — родительского внимания — он все равно не получит, так стоит ли тогда вообще о чем-то мечтать?

В обоих случаях это протест против замены реальных отношений денежными, который в силу особенностей темпераментов и характеров детей выражается по-разному.

Инструменты для накопления

Копилка. Закрытая копилка подойдёт для маленьких детей, которые только начали получать деньги. Старшим будет любопытно, сколько там уже, они могут разбить её в первые же дни. Для самых нетерпеливых можно выбрать прозрачную банку, чтобы следить за деньгами. Как вариант — записывать на листочке, сколько опустили в копилку.

Визуализация. Пусть рисунок или фотография желаемой вещи висит на видном месте, стимулируя ребёнка.

Инструменты для накопления

Список желаний. Это похоже на предыдущий пункт, но здесь несколько объектов.

Банковская карточка. Этот вариант подойдёт для подростков, но карту должны открыть родители. Ребёнок сможет следить за балансом через мобильное приложение. С 14 лет уже можно открыть вклад в банке.