Как научить ребенка читать: быстро, по слогам, в домашних условиях

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. – С. Лупан.

Про любовь к чтению: хорошо, когда она есть

Я обожаю читать с детства. Моя мама читала мне много, и еще больше рассказывала сказок, которые придумывала. Некоторые из них я помню до сих пор. Мама научила меня буквам очень рано, зачитала я в возрасте 4,5 лет. С тех пор книжки всегда со мной. Они перешли из бумажного в электронный вид — это было для меня откровением, что теперь в отпуск можно не тащить пол чемодана книг, а взять легкую электронную электронную читалку. Это было свободой: просмотреть обзоры похожих на меня людей, почитать отзывы или просто наугад ткнуть пальцем в небо и найти себе следующую книжку. Это было и безопасностью: где бы я не оказалась, электронные книги весят не много и они не кончаются (у меня всегда скачано что-нибудь следующее). Со временем мои книжки переехали в телефон — теперь даже читалку носить с собой не надо, а телефон всегда рядом. Я всегда могу урвать для чтения время: на площадке, пока дочь играет с другими детьми, а сын спит, например. Чтение позволяет мне с удовольствием проводить время в дороге, я исколесила весь мир. Теперь у меня свои дети. Я долго кормлю детей грудью и в это время читаю, конечно же. Поскольку читать беллетристику как-то неловко, я читаю о детях, списком этих книг я с удовольствием поделюсь. Когда дочке был год-два вместо стишков про мишку (для них, к счастью, были папа и бабушка), я читала ей сказки Пушкина: ей все равно, а мне приятно. Спустя полжизни язык Пушкина казался мне таким красивым! Позднее я читала ей на ночь и, когда она засыпала, читала что-нибудь для себя. Даже после секса я предпочитаю немного почитать перед сном, такова неодолимая тяга привычки. Обычно я читаю что-то новое и редко перечитываю любимые книги (помнится еще детский дефицит, когда любимые книжки зачитывались по 8-10 раз, потому что других не было, а сейчас всего так много, что кажется жизни не хватит на все интересное). И вот пришел долгожданный момент, когда можно читать дочке то, что для меня самой интересно и она способна понимать прочитанное. Список таких книг для дошкольного возраста мы приведем отдельно. Здесь интересно поразмышлять про принципы. Моя главная цель — чтобы дочь полюбила книги, чтобы нашла в них тему, тягу, страсть, доставляющую радость. Как же для этого читать? Вот, что мы поняли за это время, принципы, помогающие передать детям любовь к чтению, а родителям сохранить и сформировать любовь к тому, чтобы читать вслух.

Когда пора учить ребенка читать: памятка родителям

Готовность

Родителям следует уделить пристальное внимание на множество факторов, говорящих о готовности дитя к обучению чтению.

Среди них выделяют следующие:

  • У ребенка нет дефектов речи, то есть все в порядке с произношением.
  • У дошкольника не обнаружены проблемы со слухом, что может повлиять на правильное произношение даже самых базовых слов.
  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом и может легко сформулировать предложения.
  • Развитие фонематики. Дошкольник четко различает все слова, звуки и буквы может четко воспроизвести услышанное.
  • Адекватная ориентация в пространстве. То есть, дитя хорошо знает, где право и лево, верх и низ. Такие навыки помогут легко ему ориентироваться в книге.

Внимательные родители сами заметят готовность ребенка к обучению чтению. Такая готовность может выражаться в том, что все вывески на улице, объявления в транспорте и других местах ребенок начнет складывать по буквам, а чуть позже и вовсе соберет самостоятельно в слово. Будьте готовы, что кроха может делать много ошибок в словах, но это не значит, что он не старается, а наоборот его мозг готов к обучению новому навыку.

Возраст

Некоторые родители следуют стереотипам, а некоторые гонятся за результатами других детей и пытаются научить читать ребенка в еще совсем маленьком возрасте, к примеру 2 года.

Важное правило – ребенок должен быть готов!

  • К 2-3 годам крохе может быть вообще неинтересно подолгу заглядывать в книгу, не то чтобы читать.
  • Обычно детки способны к чтению, не ранее 5-6 лет.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста

Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.

В. Бианки “Лис и мышонок”

Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног

К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”

С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”

Стихи Агнии Барто для малышей

Русские народные сказки

В. Сутеев “Цыпленок и утенок”

Л. Толстой “Три медведя”

С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»

А. Пушкин “Лукоморье”

Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»

Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»

Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»

Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»

Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»

Серия «Для самых маленьких»:

Похожие записи:Как научить ребенка рисовать? Развитие творческих способностей у детейРазвитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методыЛепка с детьми. Простые поделки из пластилина поэтапноМузыкальное развитие детей с рождения и до 6 летАппликации с детьми в дошкольном возрасте. Техники аппликаций. Простые идеи первых Моцарта. Музыка Моцарта в развитии детей