Как научить ребенка быть хорошим собеседником?

Найти хорошего собеседника, с которым хочется разговаривать, всегда приятно, а вырастить его из своего ребёнка – вдвойне.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, почему папа с нами не живет?

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Обучение по спирали

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий:

«Вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази…»

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будут стены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»).

Можно ли понять с помощью тестов уровень общительности?

Виталина Устенко, психолог, психодиагност:

“У психолога ребенок может пройти «тесты личности». С помощью проективных методик можно определить уровень уверенности в себе, направленности на общение с другими, наличие опоры в жизни. Проективные методики – это тесты, где ребёнок рисует или рассматривает картинки, а психолог анализирует их размер, форму, положение на листе и прочие детали.

Такие тесты желательно проходить всем детям. Их можно делать  периодически, чтобы увидеть, как у ребенка меняется отношение к себе, его позиции в мире, а также взаимоотношения со сверстниками и в семье.

Людям свойственно разное поведение. Одним более экстраверсивное, другим – интроверсивное. При этом человек может вести себя по-разному в зависимости от компании, уровня доверия к окружающим и целей общения. Невысокий уровень общительности ребенка может быть признаком интровертивности и направленности его на самого себя, а не признаком каких-то проблем.

Говорить о настоящих проблемах можно, если есть подозрения на расстройства аутистического спектра. Тогда для определения предположительного диагноза стоит обратиться к психологу, который проведет диагностику и сможет направить к психиатру”.

БЫТЬ СОБОЙ

Дети не могут притворятся, когда их переполняют эмоции, так как не совсем умеют контролировать свое состояние. Радуются, когда действительно радостно, грустят, обижаются, восхищаются, проявляют заинтересованность, когда на то есть причины, злятся. Когда вы общаетесь с ребенком, то можете ненароком выявить в себе то капризную малышку лет четырех, то неугомонного подростка, а вот вы уже леди, которая может проявить свои интеллектуальные и спортивные способности в играх. Позволяйте себе быть непосредственными и проявлять настоящие, а не наигранные эмоции. А дети обнаруживают, что нет ничего страшного в том, чтобы оставаться непосредственным даже будучи в таком «почтенном» возрасте.

Стараться быть лучше, понимая, что ты пример

Как говориться «хочешь научить ребенка, покажи на своем примере». И это абсолютная правда.

  • Невозможно научить ребенка быть опрятным, самой разбрасывая вещи.
  • Нельзя приучить к хорошему вкусу в одежде, одеваясь самой безвкусно.
  • Хочешь, чтобы ребенок не кричал и не истерил, не кричи на него сама.
  • Хочешь вырастить помощницу, помогай ребенку, даже в мелочах, ему будет приятно. (Это не подразумевает «делай все сама»).
  • Хочешь, чтобы ребенок любил себя, полюби себя тоже и делись любовью с ним.
Читайте также:  «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

Дети – наше зеркало, и в тоже время в них столько доброты, открытости и искренности, что нам можно и нужно у них учиться. Начните прямо сегодня, сейчас!

С уважением и любовью, Чернухина Юлия.

И помните: Не бойтесь делать то, что не умеете. Ковчег построил любитель, профессионалы построили Титаник. Дейв Берри.