Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям

Почему ребёнок не хочет в школу, причины нежелания посещать уроки, степень серьёзности проблемы. Возможные последствия и советы психолога для родителей.

Степень серьёзности проблемы

Когда ребёнок сообщает маме и папе, что не желает идти в школу, его слова могут иметь разную смысловую окраску. Необходимо разобраться, в чём дело. Иногда даже любимое занятие надоедает, если его приходится выполнять ежедневно. Ведь взрослым тоже не всегда хочется идти на работу или заниматься домашними делами.

Если он устал от «обязаловки», особой проблемы здесь нет. Психологи в этом случае советуют оставить чадо дома на денёк, одобрив «прогул». Подобное поведение позволит получить следующие бонусы:

  • У ребёнка не возникнет переутомления;
  • Родитель, так сказать, заработает дополнительные баллы как тот, кто любит и балует;
  • Ребёнок получит возможность соскучиться по одноклассникам и учителю.

Проблема является гораздо более серьёзной, если сын или дочка изменились, стали более агрессивными или замкнутыми. Когда ребёнок под любым предлогом отказывается посещать школьные занятия и стремится прогулять уроки, пора бить тревогу. Подобные факторы свидетельствуют о том, что нужно срочно принять меры: найти и ликвидировать настоящую причину нежелания учиться. Чем скорее удастся с этим разобраться, тем меньше пострадает психика сына или дочки.

Полный перечень требований

Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.

Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).

  • Пособия для дошкольников

Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.

Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.

Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.

Что дает «подготовка к школе»?

Организационные умения

Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.

Эффект «знакомости»

Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто «своим» в ней.

Ставь цели и достигай их! Бесплатный мастер-класс «ДЕЙСТВУЙ! УДВОЙСЯ! Х2». Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок! Забрать подарок

Ученическая осознанность

Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.

Понятие — надо

Формируется понятие «надо». Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.

Меняется ведущий вид деятельности

Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.

«Запас» знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.

Читайте также:  7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Быть «готовым» к школе — это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.

Школа — это неизбежный, нормальный этап в развитии каждого ребенка. И здесь важно, какое отношение к школе (да и к жизни в целом) вы привьете ребенку изначально: то ли это будут «лучшие годы детства», то ли «зря потраченное время». Желаю примкнуть к первым!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Елена Калита

Мой опыт

У меня трое детей. Они уже давно закончили школу. Состоялись уже и в семье, и в профессии. Но у каждого было разное отношение к школе.

Старшая.

Самая терпеливая оказалась. Школьные годы вспоминает с ностальгией. Только кто-то из одноклассников на горизонте, она счастлива – как будто родных встретила. Почему такое отношение? Есть несколько подозрений.

  1. Во-первых, школа раньше была другая. Детьми прилежно и со всей ответственностью занимались учителя, для многих из которых педагогика была призванием, и бесплатные кружки-секции разные, где детвора училась многим премудростям, дружбе, патриотизму.
  2. Во-вторых, приоритеты у общества были другие. Дети того поколения росли на хороших примерах. Они видели жизнь, где созидали, а не разрушали.
  3. В-третьих, у меня старшая — очень компанейский человек. Хоть и были нестроения в классе, она умела обойти их.

Думаю, что и наше с мужем отношение к школе, преподавателю и к урокам сыграло свою роль. Да, спрашивали строго с неё. Но уже с четвёртого класса ребёнок учился на пятерки, и сам готовил уроки.

Но! Если дочь с утра просилась полежать, причём не врала – то голова болит, то урок не выучила или просто хочет поваляться, я позволяла.

Средний.

Сын шёл с опаской в школу, нехотя. Любимчик. Плюс ко всему, бука-тихоня. Отрывался тяжело. Я не требовала с него, как с дочери. Поэтому закончил школу не в отличниках. А вот школу вспоминает тепло, и прямо расплывается в улыбке, встречая своих однокашников.

  1. Думаю, что одной из причин такого отношения была школа, где учителя всё ещё дорожили репутацией. Даже если не все на своём месте были.
  2. Примеры для подражания были те же, т.е. позитивные. Детвора этого возраста тоже занималась в кружках, читала добрую литературу и т.д.
  3. Хотя сын не был компанейским, как старшая сестра, умудрился не возненавидеть школьные пенаты.

Думаю, что причины такого тёплого отношения те же. Как и желание не ходить в школу иногда, и моё нормальное отношение к его просьбам, если он не шёл на первый урок. Бывает, знаю и по себе, и по старшему ребёнку.

Младшая.

Небо и земля. Ребёнок не хотел идти в школу с первого дня. В саду она была мало. К коллективу не привыкла. Домашний ребёнок, одним словом. И тут отдельная история.

Младшую дочь мы сдали в лучшую школу. Всё было терпимо.  Малышка без удовольствия, но шла в школу.

И вдруг… Слёзы. Истерики. Вплоть до повышения температуры на ровном месте… Что случилось?

Учитель пения вызвала к доске малышку, чтобы она спела заданную на дом песню. Остановив ребёнка на второй фразе, она заявила презрительно, мол, лучше бы ты не пела. Ребёнок не просто перестал петь. Она стала ненавидеть музыку. Искала каждое утро повод, чтобы не пойти в школу.

Мы с мужем решили переехать в другой район. Всё бы ничего, но и в новой школе нашлась «педагог», которая напрочь отбила охоту учиться.

До выпуска мы чуть ли не часы считали. Школу младшая закончила почти отлично. Но только благодаря своей светлой голове и нашим с мужем стараниям. Даже сейчас, спустя почти 10 лет, она с содроганием вспоминает школу…

Без комментариев…

Какие советы можно дать на разные возраста.

Несколько слов о спортивной форме

К спортивной форме, так же как и к школьной, в каждой школе свои требования. Но, как правило, это белая футболка и черные штаны. Вместо штанов могут быть шорты или велосипедки. Футболка должна быть без рисунка. И лучше приобрести сразу 2-3 штуки. Из обуви потребуются кроссовки или кеды. Бывает, что учителя физкультуры просят иметь и то, и другое. Кеды в зал, кроссовки на улицу. В сентябре и мае, в теплую погоду занятия физкультурой проводят на улице. Нужен будет теплый спортивный костюм. Кроме обычной физкультуры во многих школах сейчас есть уроки бассейна. Для занятий плаванием понадобятся: шапочка, купальник, губка, мыло, полотенце, тапочки, возможно очки, мешок или сумка для этих принадлежностей. В некоторых школах в зимнее время проводят физкультуру на лыжах или коньках. Соответственно могут понадобиться лыжи с палками и ботинками или коньки.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

  1. Учебный. «Хочу в школу, чтобы научиться чему-либо, развиваться», «Потому что мне нравится учиться». Для его формирования нужно заниматься с ребенком дома или водить в кружки.
  2. Познавательный. «Мне учиться нравится, там рассказывают много интересного. Я узнаю много нового». Это самый нестабильный мотив. Даже если он есть (обусловлен любознательностью ребенка), то может быстро потеряться.
  3. Позиционный. «Хочу быть как ты, мама. Ты на работу, а я на работу в школу». Этот мотив связан с потребностью значимости.

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

  1. Игровой. «Скорее бы в школу. Там все мои друзья будут, будем играть. На переменах нам будет весело».
  2. Социальный. «Учиться нужно, чтобы получить потом профессию и самому обеспечивать свою жизнь». Не удивлюсь, если вы не понимаете, чем плох сей мотив. Дело в том, что описанное «заглядывание» в будущее в норме возникнет только в подростковом возрасте. Вероятно, сейчас ребенок всего лишь повторил это за кем-то, хотя сам так не считает. А это в свою очередь свидетельствует о несформированной личной позиции.
  3. Не имеющие отношения к учебе. То есть ребенок может предвкушать покупку новой формы, портфеля. Того, что не нужно будет спать на тихом часу. Или просто потому что надо.

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Существует один прием. Проявите фантазию и составьте интересный для вашего ребенка (вы же его лучше знаете, чем я) рассказ про группу ребят из 6 человек со всеми вариантами мотивов (на каждый мотив по ребенку). Например, кто-то жаждет научиться читать, а кто-то радуется красивому портфелю. Затем спросите: «Кто из этих ребят тебе больше нравится?». На основе ответа и можно говорить об истинном мотиве поступления ребенка в школу. Дошкольникам свойственно проецировать себя на героев сказок, книг.

Если же ребенок сразу отвечает, что в школу не хочет, то возможны два варианта: «еще не хочет» и «уже не хочет». Однако это необязательно значит неготовность. Возможно, просто у ребенка имеется негативное представление об обучении на фоне собственного или чужого опыта.

Иногда родители с малых лет (3-4 года) начинают водить ребенка по учителям или приглашать их на дом. Не исключено, что ребенок «задушен» учебой. Вторая возможная причина нежелания идти в школу – опыт брата или сестры (ему много задают, родители ругают).

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

  1. Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права. Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
  2. Работайте над познавательными мотивами. Ребенок должен ориентироваться на содержание.
  3. Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
  4. Работайте над саморегуляцией ребенка.
  5. Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

  • Не пугайте ребенка школой. Не «отыгрывайтесь» на нем.  Не говорите фразы типа «Вот в школе ты попляшешь. Там тебя мама не заберет после половины дня», «А то ли еще в школе будет».
  • Важно формировать уважение к обучению. Но для этого вы действительно сами должны так думать.
  • Не забудьте добавить, что вы верите в силы ребенка. Если что – поможете.
  • Произнесите, что уверены в том, что процесс пойдет гладко и легко.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Вот и наступило время, когда малыш попрощался с детским садом. Впереди важный и ответственный день – начало учебы в школе. Самое время заботливым маме и папе задаться вопросом: «Что должен знать ребенок перед школой?» Об этом поговорим сегодня.

Читайте также:  Во что поиграть вечером с ребенком – 30 советов от многодетной мамы

Большинство родителей считают базовыми умения читать, считать предметы и писать рукописные и печатные символы. Однако спектр требований, которые предъявляет школа к будущим первоклассникам, более широк. Владеет ли ребенок-дошкольник теми знаниями, которые необходимы, определяют в процессе беседы с малышом.

Общее развитие

  • фамилию, имя и отчество;
  • личные данные мамы и папы, место их работы;
  • место жительства: страну, город, точный адрес;
  • названия нескольких растений, животных, птиц;
  • основные цвета;
  • названия некоторых профессий;
  • виды спорта;
  • праздники и их особенности.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Математическая область

  • цифры первого десятка;
  • математические знаки;
  • предыдущие и последующие числа;
  • названия геометрических фигур и их различия.
  • Подготовка к чтению и письму
  • определение ударения;
  • понятия слога, слова, предложения.

Общее развитие

  • Различать домашних животных от диких, птиц от зверей и разбираться в различиях фруктов от овощей и ягод.
  • Определять части суток, дни недели, количество и названия месяцев, времена года.
  • Разбираться в понятиях «вправо», «влево».
  • Совершать манипуляции с пуговицами.
  • Лепить предметы.
  • Вырезать геометрические фигуры, складывать из них композиции.
  • Рисовать элементарные фигуры.
  • Обладать навыками штрихования.
  • Верно удерживать ручку при письме.

Математическая область

Считать до десяти и графические диктанты по инструкции взрослого и по пропущенное число в числовом «соседей числа».

Сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету, длине.

Подготовка к чтению и письму

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Дошкольник должен уметь:

  • Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
  • Придумывать слова с заданным звуком.
  • Подсчитывать количество слогов в слове.
  • Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
  • Составлять предложения из нескольких слов.
  • Задавать вопрос и отвечать на него.
  • Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
  • Придумывать повествование к иллюстрации.
  • Копировать по образцу печатные буквы.

ВАЖНО! Если вы претендуете на поступление в специализированные школы с определенным уклоном, то требования к будущему первокласснику предъявят высокие. Частные образовательные организации проводят собеседования, поэтому нужно заранее уточнить у администрации школы, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в такое учреждение.

Перед школой будущий ученик не должен:

Дополнительно готовиться к обучению. Не стоит перенапрягать детей перед началом школьных занятий и заставлять прочитывать и прописывать в день по странице. Дайте им возможность отдохнуть летом, а для занятий будут 11 лет обучения в школе.

Если дошкольника настойчиво привлекать к систематическим занятиям перед школой, то ребенок будет знать – в этом учреждении потребуют то, чего он не желает учебу ежедневным праздником. Не рассказывайте ребенку придуманные истории о радужном обучении в школе. Не обманывайте малыша, ведь он скоро сам сложит мнение о процессе учёбы.

Бояться предстоящего обучения. Желая научить ребенка нести ответственность за свои поступки, взрослые часто пытаются держать дошкольника в строгости. Но иногда путают строгость и запугивание. В итоге первоклассник негативно относится к учёбе, не хочет идти в школу.

Из-за психологического перенапряжения в этой ситуации могут проявляться навязчивые состояния: нервный тик, эмоциональная нестабильность, пагубные привычки сосать палец или грызть ногти.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Как помочь ребенку перед школой

  • Посещать занятия «Школы будущего первоклассника». Такой опыт будет полезен для предстоящей учебы. Ребенок уяснит для себя главные правила учебного заведения, получит азы правильного поведения на уроке, повторит изученный материал, получит новые знания.
  • Повысить статус будущего первоклассника. Сделайте событие начала школьной жизни радостным и положительным, устройте вечеринку по этому поводу и поздравьте малыша с новым школьный шопинг. Позвольте малышу самостоятельно выбрать для себя школьные принадлежности.
  • Укрепить иммунитет. У каждого ученика в классе собственная микрофлора. Школьнику с сентября по май придется испытывать на прочность защитные функции организма. Займитесь этой проблемой заранее. Начните усиленно вводить в меню дошкольника овощи и фрукты (топ 10 полезных продуктов питания), заниматься спортом на свежем воздухе вместе с будущим учеником.
  • Приучить к новому режиму. Начните будить малыша по утрам и укладывать по вечерам на 10-15 минут раньше. Тогда режим школы к началу занятий будет для него привычным.

Взрослые редко думают о том, что школа – это 11 лет непрерывного тяжелого труда. Родителям хочется, чтобы ребенок хорошо учился, но за такой долгий период у него будут и взлеты и падения.

Поддерживайте маленького ученика, верьте в его силы. Тогда школа принесет максимальный результат.

(4 5,00

Программа

Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.

Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.

Программа

Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.

Вам также может быть интересно: