Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?

Раннее развитие ребёнка – популярная тема для обсуждения на всевозможных материнских форумах, поскольку любому родителю хочется, чтобы его любимое чадо выросло умным, физически и эмоционально развитым человеком.

Методика раннего развития Масару Ибуки

Среди теорий раннего развития детей подход японского инженера и бизнесмена Масару Ибуки занял почетное место, и нет, наверное, родителя, который хотя бы раз не услышал фразу: «После трех уже поздно».

Масару Ибука человек совершенно уникальный – инженер по образованию, сооснователь ныне всемирно известной корпорации Sony, изобретатель и талантливый руководитель, кардинально сменил сферу деятельности и вместе с группой единомышленников создал систему воспитания, основанную, как он утверждает, на физиологических потребностях человеческих детенышей к знаниям.

Методика — ЗДЕСЬ.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Что говорится в Ведах

В Ведах — сборнике древних священных писаний — говорится о важности соблюдения режима дня. Так, в период с 23:00 до 03:00 человек обязательно должен спать. В противном случае возникает усталость, чувство апатии и происходит снижение умственных способностей.

Читайте также:  Как определить и вылечить потницу у новорожденного

Пробуждение расписано в Ведах по часам:

  1. С 3 до 4 часов ночи — в это время встают просветленные и высокодуховные люди. Эти часы подходят только для духовных практик и молитв, а также чтения священных текстов. Не следует решать мирские вопросы.
  2. С 4 до 5 часов утра — проснувшиеся в такое время полны легкости и позитива. Их вдохновляет утро и наделяет энергией. Сильны лидерские качества и творческие способности.
  3. С 5 до 6 утра — пробудившиеся в это время тоже могут многого достичь в жизни, но результаты не станут выдающимися. У такого человека мало проблем в жизни, но и значительной ее трансформации ему не осуществить.
  4. С 6 до 7 утра — время уже упущено, следовало просыпаться раньше. У людей снижается жизненный тонус, меньше бодрости. Они часто опаздывают.
  5. С 7 до 8 утра — еще ниже жизненный тонус. Человеку не удается полностью реализовать себя в жизни.
  6. С 8 до 9 утра — помимо прочего, пробуждающиеся в это время нередко страдают от какой-либо зависимости: кофейной, алкогольной, табачной.
  7. Позже 9 утра — еще хуже, чем в предыдущем пункте, не буду расписывать всех ужасов.

Вы, наверное, уже встречали подобную информацию. Но знаете ли вы, что в Ведах даются часы по солнечному времени? Однако на территории большей части СНГ местное время ему не соответствует.

Что говорится в Ведах

В большинстве регионов местное время опережает на 1 час фактическое солнечное. Поэтому, если в Ведах говорится о промежутке «с 3 до 4 часов утра», то в наших странах это обычно означает «с 4 до 5 часов утра».

Вы можете и сами проверить, насколько отличается время в вашем городе от истинного солнечного. Для этого отыщите данные о восходе и заходе Солнца на текущий день. Рассчитайте середину промежутка между восходом и заходом.

В идеале должно быть 12:00 (полдень). Если же вы получили, допустим, 12:55, значит время в вашем регионе спешит на 55 минут относительно солнечного.

Советы психолога

  1. Ваш ребёнок – личность со своими способностями, задатками и талантами. Не пытайтесь «слепить» из него продолжение себя или реализовать свои несбывшиеся мечты стать известным актёром, художником, музыкантом и т.д. Позвольте ребёнку пойти собственным путём.
  2. «Не сотвори себе кумира» – гласит вторая Божья заповедь. Даже если этот кумир – твой ребёнок, твоя плоть и кровь.
  3. Не старайтесь решить все проблемы и трудности за ребёнка. Не выучил уроки – получил двойку, не собрал портфель с вечера – забыл учебник, не завёл с утра будильник – опоздал в школу. Ребёнок должен понимать, что все его действия или бездействия имеют определённые последствия, за которые только ему придётся отвечать.
  4.  Научите ребёнка справляться с огорчениями и неудачами. В жизни их немало. Можно погрустить из-за полученной двойки или проигрыша в соревновании, а в следующий раз постараться приложить больше усилий для достижения успеха.
  5. Развивайте самостоятельность в ребёнке. Поручайте ему домашние дела, заботу о домашнем питомце или комнатных растениях.
  6. Поощряйте общение ребёнка со сверстниками. Научите его, как можно завязать знакомство и найти себе друга.
  7. Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка. Говорите с ним о чувствах, эмоциях, переживаниях.
  8. Адекватно оценивайте реальные возможности ребёнка. Не перехваливайте его, но и не занижайте успехи сына или дочери.
  9. Если вы не можете самостоятельно справиться с проявлениями эгоизма у ребёнка, следует обратиться за помощью к психологу, который даст вам грамотные советы по воспитанию ребёнка.
Читайте также:  Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям

Существует множество причин, по которым родители решают иметь лишь одного ребёнка. Однако и он может вырасти воспитанным, великодушным и умеющим чувствовать переживания других людей. Ведь главное для благополучного развития ребёнка – не наличие братьев и сестёр, а спокойная, доброжелательная обстановка в семье и мудрые и любящие родители.

3