Что должны знать и уметь дети в 3 года: нормы развития ребенка

Когда ваш ребенок заговорит – зависит от множества факторов, не последнюю роль среди которых имеет ваше общение с малышом. Тем не менее, существуют некие усредненные нормы, как может развиваться речь ребенка.

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: конспект развивающих занятий для детей 2-3 летВ этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.
Читайте также:  Диатез у детей: симптомы, фото, лечение и профилактика

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста

Детский центр “Гармония”

Позвоните нам +7 351 7777-395, +7 951 7888822

Пишите нам [email protected]

Связаться с нами Челябинск, ул. Шагольская, д.6, пер. 1

  • Центр для детей с особыми образовательными потребностями в Челябинске. Индивидуальный образовательные маршруты ребенку с ДЦП, АУТИЗМОМ, СДВГ, НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ, ЗПР, Синдромом Дауна
  • Высококвалифицированные специалисты–логопеды, психологи, сурдологи, тифлопедагоги, арт–терапевт, дефектологи, инструктора ЛФК (сенсорная интеграция и мозжечковая стимуляция) помогут вашим детям преодолеть трудности в обучении.
  • Метод Томатиса помог тысячам детей и взрослых, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.
  • Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Ниже перечислены наши услуги

Комплексная диагностика развития детей Комплексная диагностика речевого и познавательного развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста Комплексное обследование…

Подробнее

Помощь  в формировании  и развитии речи оказывается детям раннего, дошкольного и школьного возраста  с различными речевыми нарушениями: задержка речевого…

Подробнее

Помощь дефектолога могут получить дети, имеющие задержку психического развития, нарушения интеллектуального развития, а также дети с: гипердинамическим синдром и…

Подробнее

Психологическая помощь детям с ЗПР, интеллектуальными и речевыми нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с СДВГ, с синдромом Дауна, с …

Подробнее

Раннее развитие детей  от 1 года до 3-х успешно осуществляется в Детском Центре «Гармония» на протяжении многих лет. Основатель…

Подробнее

Подготовка детей к обучению в школе проводится  комплексно в малых группах, начиная с 4-х летнего возраста. В данном направлении …

Читайте также:  Взросление мальчика надо следить мужское здоровье урология

Подробнее

Занятия в студии проводятся  в группе и индивидуально. Руководитель творческой студии проводит занятия с детьми разного возраста и разного…

Подробнее

Детский центр “Гармония”

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра, с нарушением эмоционально-волевой и познавательной сферы, с сочетанными нарушениями. На протяжении многих лет…

Подробнее

Лего – конструирование включено  в структуру комплексной помощи детям с различными нарушениями. Лего – это игровой феномен от латинского…

Подробнее

Ниже перечислены наши сотрудники

Центр «ГАРМОНИЯ» Челябинск для любого возраста и любых целей: дети с особенностями развития — аутизм, гиперактивность, задержка речевого развития…

Подробнее

Телесно-ориентированная терапия направлена на преодоление разрыва между психическим и физическим, на гармоничную интеграцию тела и разум. Это метод «исцеления…

Подробнее

Здравствуйте!  Хочу  поделиться  успехами своего ребенка.  Прошли   Томатис терапию несколько  раз. У Полины после каждого курса очень хорошие результаты в развитии речи. Именно с помощью этого метода  Полина начала вообще говорить.

Сначала слоги, потом слова, а сейчас уже может говорить короткими предложениями. Конечно,  речь еще не четкая и звуки не все правильно произносит, но зато я уже полностью могу понять ее желания, просьбы.

А в этом году у нас большие достижения в том, что за учебный год мы выучили очень много стихов по школьной программе. Благодаря Томатис терапии также улучшается концентрация внимания и память. Во время Томатис терапии мы часто берем занятия по творчеству (лепим, рисуем, мастерим).

Полина очень любит эти занятия. Спасибо педагогам детского центра «Гармония» за внимание, понимание, помощь.

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу.

Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

(далее…)

Обратите внимание

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема.

Когда мы обратились в этот клуб, мой  сын отставал в развитии и не разговаривал.

В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы… (далее…)

Социально-эмоциональные навыки

Три года – это время, когда малыш хочет быть самостоятельным, он начинает воспринимать себя как отдельную личность. Именно в этот период у детей развивается кризис трех лет.

Родители должны с пониманием относиться к капризам ребенка, ведь таким образом он пытается отстоять свое право на независимость. Не стоит подавлять инициативу ребенка и обесценивать его стремление к самостоятельности.

Важно!Важно! Не нужно добиваться послушания ребенка путем крика, наказаний и запретов. Эти методы приведут лишь к потере доверия малыша. С маленьким человечком лучше попытаться договориться и найти компромисс.

Кроме кризиса трех лет в социально-эмоциональной сфере происходят такие изменения:

  • ребенок начинает испытывать стыд, обиду, ревность;
  • начинает гордиться своими успехами;
  • дает оценку действиям других детей;
  • ждет одобрение и похвалу со стороны взрослых. Радуется, когда его хвалят;
  • сопереживает героям мультиков и сказок;
  • легко заводит знакомства с другими детьми, играет с ними по правилам.

Как научить ребенка говорить: сенсорные стимулы

Ребенок изучает мир посредством слуха, зрения, осязания, вкуса. Недаром малышня долго рассматривает предметы, затем тянет их в рот. Не мешайте, пусть знакомится с окружением! Важно и помочь:

Как научить ребенка говорить: сенсорные стимулы
  1. Стимулируем слух: давайте крохе послушать различные по своей природе звуки — пение птиц, мурчание кота, лай собаки, музыку, звуки природы, капли дождя и так далее.
  2. Развиваем зрение: повесьте игрушки над кроваткой, положите в кроватку, а на противоположные стены развесьте яркие картинки. Так ребенок будет учиться фокусировать взор.
  3. Осязание: проводите гимнастику, играйте в пальчиковые игры.
  4. Вкус: с момента введения прикорма балуйте кроху различными по консистенции и вкусовым качествам блюдами. Малыш должен четко различать сладкое от кислого, горького, твердое от мягкого.

Стадии речевого развития

  • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда нужно обращаться к врачу

Хоть нормы развития речи очень относительны, есть некие маркеры, которые должны насторожить родителей, возможно, показать специалисту и успокоиться. Либо вместе с врачом помочь малышу развиваться в нужном темпе. Вопросами речевого развития детей занимается логопед, иногда, если есть такая необходимость – невролог, а к кому обратиться и стоит ли, подскажет педиатр.

  • К 9 месяцам не произносит слоги, не лепечет
  • В 1,5 года не произносит простые слова, не реагирует на обращение к нему и на свое имя
  • 2-летний малыш не проявляет интереса к новым словам, произносит всего несколько, хотя понимает почти все (соотношение активного и пассивного словарного запаса)
  • В 3 года у ребенка очень маленький словарный запас, не пытается составлять предложения и фразы
  • К 5 годам ребенок так и не освоил шипящие звуки, не произносит Р, или не может воспроизвести другие буквы.

Разговаривайте с ребенком, читайте книги, учите стихи и песенки – это все основа речевого развития малыша.

Когда нужно обращаться к врачу

10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒