Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.

Теперь малыш будет вести себя более управляемо, и родители смогут немного расслабиться. Он будет больше прислушиваться и «идти на компромиссы».

Что должен уметь ребёнок в 4 года:

  1. балансировать на бревне или на одной ноге;
  2. залезть на вертикальную лестницу;
  3. развивать большую скорость на трёхколёсном велосипеде;
  4. иметь словарный запас до 2 000 слов;
  5. свободно разговаривать со взрослыми и детьми;
  6. петь песни и рассказывать более объёмные стихи;
  7. считать до 10, и может запомнить алфавит;
  8. играть и находить общий язык с другими детьми;
  9. задавать вопросы: «Почему?»;
  10. проявлять заботу о других: дарить цветы, кормить собаку, помогать;
  11. самостоятельно надевать носки, нижнее бельё, застёгивать большие пуговицы.

Самые важные направления в развитии ребенка:

Развитие физических навыков

В первый год жизни именно физические навыки показывают уровень развития психики и умственной деятельности. Однако после это направление в развитии отделяется от других и становится самостоятельным.

В 4 года ребенок:

  • Может работать с равновесием на одной или двух ножках;
  • В передвижении может использовать прыжки;
  • Бег более уверенный, достаточно быстрый, если выбрано одно направление;
  • Лестница больше не преграда и кроха сам поднимается и спускается;
  • Игры с мячом говорят о хорошем физическом развитии и выносливости, могут подбрасывать, ловить, вести ногами. Поэтому часто мальчиков в этом возрасте набирают в группу по футболу;
  • Могут кататься на велосипеде (три колеса, иногда уже и два) и самокате;
  • Легко осваивают навык плавания.
Самые важные направления в развитии ребенка:

У детей в 4 года выносливость, действительно, увеличивается. Поэтому детки дольше гуляют на свежем воздухе, не уставая и не капризничая, а интерес ко всему вокруг за пределами дома только растет.

Несмотря на то, что физическое развитие происходит уже отдельно от умственного и психического, речь и моторика еще тесно сплетены. Позже они отдалятся друг от друга, а пока развитие одной части будет влиять на другую положительно. Развивая мелкую моторику детей в 4 года, у них вырабатывается и речевой навык.

А мелкая моторика тесно переплетается с многими физическими навыками. Поэтому в ответ на вопрос: что же должен знать и уметь ребенок в 4 года? Особенно касаемо физразвития, можно добавить:

  • Умение нанизывать крупный и мелкий бисер на нитку;
  • Застегивание пуговиц и завязывание шнурков (но не у всех);
  • Навык рисования, расскрашивания с помощью кисти, карандаша и фломастера;
  • Не выходит за толстый контур в раскрашивании;
  • Лепит из пластилина фигурки;
  • Может вырезать детскими ножницами по контру;
  • Умеет завязывать и развязывать узлы, сделанные толстой веревкой;
  • Может создавать поделки, работать с клеем и красками.

В этом возрасте есть опасность переобучения правшей и левшей. Поэтому в садике стоит заранее обговорить этот нюанс с воспитателем, и внимательно наблюдать за тем, какой руке отдает предпочтение ребенок.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

Читайте также:  Роль витаминов для растущего организма ребёнка

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

Как воспитывать детей 4-х лет
  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Что должен уметь ребёнок в 5-лет: скоро в школу!

Скоро новый перелом — кризис 6/7 лет. К нему необходимо подготовиться.

Что такое «кризис 6/7 лет»?

  • Это начало нового этапа жизни и развития ребенка, переход из одной социальной роли в другую. Теперь Ванечка и Олечка не только сын и дочь, они становятся учениками школы, включаются в активную деятельность, взаимодействуют с другими детьми, взрослыми.
  • Расширяется спектр обязанностей ребенка.
  • Ранее главной формой деятельности была игра. Теперь в арсенале появляются новые способы познания окружающего мира.
  • Кризис вызывают физиологические изменения.
  • В процессе развития ребенок начинает искать грань добра и зла, интересуется что такое «хорошо» и «плохо», осуществляется формирование моральных норм и принципов.
  • Происходит формирование самооценки — родителям стоит не только внимательно следить за своими действиями по отношению к ребенку, но и действиями, словами, поступками, которые направлены на других людей.

Знания, умения, физическое развитие ребенка 6-7 лет:

  • Ребенок подвижен, активен: свободно бегает, прыгает, играет в спортивные игры, манипулирует с мячом, скакалкой, может быстро чередовать движения.
  • Полностью обсуживает свою сферу гигиены.
  • Имеет как минимум базовые, навыки чтения и письма.
  • Речь развита, ребенок свободно владеет общепринятыми понятиями.
  • Демонстрирует послушание, ответственность, волю.
  • Имеет базовые навыки по географии, природоведению, может решать простые задачи.

Наличие требуемых знаний и умений — залог более спокойного прохождения кризиса.

Основная проблема состоит в резкой смене социальных ролей и задач. Эту проблему решить легче, своевременно начиная готовить ребенка к школе.

Как смягчить кризис?

  • Стоит давать ребенку ответственные задания сообразно возрасту. Например, помыть посуду, помочь маме в стирке. Это учит ответственности.
  • Способствуйте общению с одногодками, это позволит найти друзей и в школе.
  • Повышайте самооценку: похвалите за красивую картинку, хорошо вымытую посуду, уборку в комнате. Главное: похвала должна быть адекватной.

Ребенок нарушил правило? Заслужил наказание? Объясните ему причину вашего негодования. Ребенку важно понимать, за что его наказывают.

  • Приучайте ребенку выполнять определенные задачи, которые требуют концентрации. Наиболее распространенная проблема первоклашки — невозможность усидеть на месте, длительное время концентрироваться на объекте.
  • Давайте необходимые знания, формируя навыки чтения и письма.
  • Важно слушать и слышать дошкольника — о проблемах в эмоциональной сфере говорят рисунки, смена настроения, пассивность.
  • Не стоит перекладывать всю ответственность за формирования знаний, умений и навыков на школу и ДОУ. Истоки развития — в семье!
Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш?

Развитие сообразно этапам, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностям возраста, — важный шаг в становлении гармоничной личности.

Об авторе: Ирина Давыдко, педагог, учитель.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Бытовые навыки

Что умеет ребенок в этом возрасте?

    • С увеличивающейся самостоятельностью ребенка, происходит и развитие бытовых навыков.

Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.

    • Детки проявляют интерес к самостоятельному одеванию.
Бытовые навыки

Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.

  • Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах

Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Важно! Если вы видите, что ребёнок ходит на цыпочках постоянно, часто спотыкается и в целом плохо скоординирован – проконсультируетесь с невропатологом.