Аутизм: как научить ребёнка просьбе? Семь простых советов.

У детей с аутизмом большие трудности вызывают именно просьбы. Например, ребёнок может говорить какие-то отдельные слова, может использовать какие-то жесты, а вот что-то попросить/спросить-с этим возникают проблемы. Просьбы могут выражаться не только с помощью речи, но так же жестов, мимики или каких-либо звуков.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка.

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Советы, которые помогут научить просьбе ребёнка.

  • Если ребёнок не говорит, то учите его показывать пальцем нужный предмет. Этот предмет Вы не должны ему давать до тех пор, пока ребёнок не покажет на него пальцем. Если ребёнок не понимает, что Вы от него хотите, то Вы применяете полную физическую подсказку (берёте его руку в свою и показываете его пальцем на предмет). И только после этого отдаёте ему предмет и хвалите.
  • Предметы, которыми чаще других интересуется ребёнок, рекомендуется положить на видное место, но так чтобы он не смог свободно их достать. Таким образом, Вы будете мотивировать ребёнка чаще обращаться к вам за помощью.
Читайте также:  Видео: Доктор Комаровский о грудном вскармливании

Выражать просьбы о помощи дети могут по разному, например: тянуть за руку, реветь, произносить какой-то определённый звук и т. д.

  • Не спрашивайте ребёнка:

Он врятли сможет правильно сформулировать свою мысль. Вы должны научить его формулировать свои мысли, а это значит, если ребёнок тянется за конфетой, то Вы просите его сказать это, а если он не может, то озвучиваете за него его желание:

"Дай конфету".

И каждый раз в таких ситуациях Вы сначала просите ребёнка показать ( жест дай, указательный жест для не говорящих детей ) или сказать его о своём желание.

  • Постепенно ослабевайте помощь, которую Вы оказываете ребёнку, например что-то достать, открыть, положить, взять. Устраивайте ситуации, которые побуждают к просьбам.

Чем больше таких ситуаций Вы создадите, тем больше шансов на успех.

Но если ребёнок с какой-то ситуацией справился сам, без Вашей помощи, то не расстраивайтесь, а порадуйтесь за малыша, ведь он стал ещё более самостоятельным.

  • Обязательно используйте любимые занятия ребёнка.

Например, ребёнку нравится какая-то сказка и Вы знаете, что если прочитаете её ещё раз, то он будет доволен. А Вы не читайте, сделайте паузу, пускай ребёнок сам попросит Вас об этом.

  • Сразу же выполняйте просьбу ребёнка, если он смог её сформулировать. Это поможет не только закрепить полученный результат, но смотивировать его на дальнейшие достижения.
  • И, конечно же, не требуйте от ребёнка слишком многого сразу. Если малыш смог показать или сказать первую букву интересующего предмета – это уже большая победа и Ваш малыш умница.

————

У ребенка проблема с математикой? Есть решение!

Чтобы привить ребенку интерес к математике и научить ее любить, не ждите начала обучения в школе. Займитесь математикой с ребенком гораздо раньше. В игре, в обычных ежедневных заботах и хлопотах, во время прогулок и походов в гости. Отвечайте на вопросы, проигрывайте нестандартные ситуации и давайте малышу «пищу для ума».

ПРОБЛЕМА: Ребенок не может что-то посчитать в уме. Причина: Он не может представить, ему нужно увидеть предметы счета, произвести с предметами какие-то действия. Решение: Попробуйте использовать «абакус» (счеты) или другую наглядность. Это поможет ребенку «почувствовать» числа. Рисуйте графики, схемы, объясняйте «на кошках» — все, что угодно, главное — НАГЛЯДНО! И это касается любых тем в любом классе.

Просто к пяти прибавить шесть — это ни о чем, а вот к пяти ЯБЛОКАМ прибавить три ЯБЛОКА — тут все предельно ясно. Ребенок не понимает дроби? Попробуйте резать пиццу или ломать палочки. Возможно ваш путь в математику именно такой!

Если ваш малыш делает первые шаги в мире математики, начинает изучать цифры и учится считать, рекомендуем почитать:

  • Математика с пеленок: запоминаем цифры и учимся считать
  • Как научить ребенка считать до 10
  • Как научить детей быстро считать: математика до школы
  • Как научить ребенка считать
  • Научить ребенка считать в уме – просто!

ПРОБЛЕМА: Ребенок не может выучить таблицу умножения. Решение: Используйте не «зубрежку», а другие методы. На самом деле, из 100 примеров выучить нужно всего 15, остальные поддаются «дрессировке». Можете попробовать ментальную арифметику. И успокойтесь. Можно не знать таблицу умножения, но успешно ее использовать. В конце концов — важна логика мышления. На крайний случай можно и сложением/вычитанием заменить.

Полезные советы вы найдете в наших статьях:

  • Как объяснить ребенку деление столбиком во 2-3 классе
  • Как объяснить ребенку дроби: 5 класс не за горами
У ребенка проблема с математикой? Есть решение!

ПРОБЛЕМА: Ребенок не любит математику. Причина: Не любят обычно то, что плохо получается, где нужно прикладывать много усилий, где не радует результат (плохие отметки), не нравится учитель. Решение: Найдите первопричину и попробуйте исправить ситуацию.

Читайте также:  Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Традиционная методика обучения математике основана на разделении материала на блоки. А вы попробуйте мыслить иначе.

Вот пример. Дошкольнику дают 3 палочки и просят составить из них квадрат. Не получается. Что делать? Дают еще одну. Из четырех палочек все получилось. Обычная ситуация из жизни. Но! В 4 классе, на теме «Периметр квадрата» этому ребенку не нужно будет вдалбливать правило, что периметр — это то-то и то-то. Он ВСПОМНИТ 4 палочки и САМ найдет решение в своей голове, ДОДУМАЕТСЯ до него. Если в математике использовать такой подход, у ребенка не возникнет проблем, он полюбит этот предмет и с радостью будет решать задачи, уравнения примеры.

Чаще используйте занимательный материал, чтобы привить ребенку интерес к математике. Рекомендуем почитать:

  • Математическая магия: фокусы для детей, умеющих считать
  • Магия чисел: волшебные числа, которые могут «угадывать» возраст

«У него нет способностей к математике». Это утверждение не выдержит никакую критику, если ребенок достаточно успешен по другим предметам. Например, по иностранному у него нет проблем, а там тоже нужна логика. Значит, дело не только в способностях…

Если ребенок не уверен в себе, очень зависит от мнения окружающий (родителей, учителей), он, как правило, может испытывать бОльшие трудности, чем любознательный и уверенный в себе ученик. Постарайтесь в таком случае объяснить, что трудности — это нормально, и если систематически заниматься математикой в школе и дома, все будет хорошо.

«Эффект снежного кома» наступает тогда, когда появляются пробелы в знаниях (пропустил, не выучил, не понял и т.п.). Нужно не допускать таких ситуаций, своевременно наверстывать упущенное.

ПРОБЛЕМА: Ребенок не умеет решать задачи. Причина: Иногда школьнику не совсем понятен смысл написанного, суть вопроса. Решение: Для начала попробуйте «перевести» условие задачи на понятный ребенку язык. Можно рассказать его своими словами, как сказку или веселую историю. Можно зарисовать в виде схемы или даже комикса. Как только появится «эмоциональная составляющая», решение может прийти неожиданно быстро.

«Жили были дед и баба» или научите ребенка сами

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если дошкольнику повезет, он переживет это как теплое, заботливое время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой за интересной книгой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что именно ему читают, но он испытывает глубокие эмоции, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо.

Тест для родителей: готовы ли вы обучать

  • Вас беспокоит большое количество людей, которых вы знаете и которые редко читают ради удовольствия?
  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать и развил в себе страсть к чтению?
  • Вы обеспокоены школьными программами чтения, которые делают акцент на фонетику и зрительные слова, а не на понимание? Понимание — это способность понимать и интерпретировать прочитанное. Чтобы ребенок мог понять прочитанное, он должен не только расшифровать текст, а также должен установить значимые связи между тем, что он прочитала, и тем, что он уже знает. Он также должен уметь глубоко задуматься над тем, что он прочитал.
  • Вы беспокоитесь о том, что школы приносят больше вреда, чем пользы из-за своей одержимости заставить детей читать в детском саду?

Если вы киваете на все эти вопросы, вы идеальный кандидат, чтобы научить своего ребенка читать. К сожалению, слишком многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта рабочих тетрадей, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его родители!

Мой лучший друг — это человек, который даст мне книгу, которую я не читал. – Авраам Линкольн.

Читайте также:  Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Простые приемы помощи ребенку, изучающем иностранный язык

По современным методикам дети изучают английский так же, как осваивают родной, только быстрее. Но в начальной школе всего два урока иностранного языка в неделю, этого мало, чтобы малыш не забыл от урока до урока то, что изучил в прошлый раз. Даже если вы сами далеко не полиглот, нужно каждый день спрашивать, как называется тот или иной предмет, цвет, действие. Именно выстроенный родителями мостик из разговоров об изученном станет дорогой успеха для ребенка, изучающего иностранный язык.

Используйте компьютерные программы

Не забывайте о настольных играх, тренирующих память

Не забывайте и о старых добрых настольных играх, советует педагог. Они помогают развивать память, столь необходимую при изучении иностранных языков. Российские МЕМО — это известная всем игра «парочки», где нужно собрать как можно больше пар карточек с одинаковыми картинками. Играть можно сначала на русском, а затем переходить на английский. Да, это всего лишь слова, но даже 100 новых слов еще никому не помешали!

Узнайте, не прилагаются ли к учебнику аудио-материалы

В пользе вспомогательных материалов убеждена и Инна, преподаватель школы иностранных языков «Юнисити»:

— Дети учатся читать, им задают на дом тексты, но ни они, ни вы, понятия не имеете, как произносятся слова? Если вы купите озвученный плакат или найдете сайт, где есть озвученный алфавит – это будет хорошей поддержкой. Самое время вспомнить и подсказать ребенку, что многие тексты в учебнике имеют звуковое сопровождение. Попросите учителя записать вам это аудио и пусть дома ребенок сначала слушает, водя пальчиком по тексту, затем читает вместе с диктором и лишь потом повторяет в паузах (останавливает озвучку после каждого предложения, длинные разбиваем на части) и читает самостоятельно.

Совет: при работе с не озвученным тестом можно обратиться к озвученному словарю в интернет-переводчике. Этот вариант неидеален, но все-таки лучше, чем ничего.

Распечатайте карточки для запоминания новых слов

При изучении новых слов родители могут помочь в изготовлении карточек: распечатать на принтере картинки, на обратной стороне подписать названия. Произношение можно отработать при помощи озвученного словаря. Дальше технология простая: ребенок прочитал уверенно, можно начинать запоминать: берешь – смотришь на картинку – называешь слово – переворачиваешь – проверяешь.

С изучением слов для диктанта еще проще: в произвольном порядке пишутся русские слова либо выкладываются карточки с картинками. Ребенок пишет иностранные варианты и сам себя проверяет. Неправильные слова исправляются и пишутся еще раз. Тут функции неговорящего родителя сводятся только к контролю и поддержке.

Совет: неплохо было бы периодически контактировать с учителем. Если есть какие-то проблемы или вопросы по домашнему заданию – найти время и проконсультироваться, как вы можете помочь ребенку. Как минимум, учитель будет знать, что вы – неравнодушный родитель, обращаете внимание на успехи ребенка и цените труд педагога.

Категорические нельзя:

  • ругать и говорить, что у ребенка ничего не получается;

  • отмахиваться от просьб о помощи, говорить: «Я в этом ничего не понимаю»;

  • упрекать: «Я плачу деньги, а ты – тупица»;

  • напрямую спрашивать: «Скажи, что было на уроке». Этот вопрос ставит ребенка в тупик, ему порой сложно сформулировать ответ, что влечет за собой возникновение негативных ощущений по отношению к процессу обучения;

  • критиковать учителя при ребенке (впрочем, этого вообще лучше не делать);

  • ждать, что ребенок заговорит легко и свободно, на любые темы через месяц-два. Разнообразие тем для общения растет вместе со взрослением и интересами ребенка;

  • при поездке за границу не нужно постоянно ждать, что ребенок вам все переведет и объяснит. Важно понимать, что в незнакомой среде ему нужно время на адаптацию.

И абсолютно все эксперты, принявшие участие в подготовке этого материла, солидарны в одном: для достижения успеха нужно желать шаги рядом с ребенком. Начните учить язык вместе с сыном и дочкой, и всё у вас получится!

о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора