Адаптация детей к условиям детского сада. Советы родителям

Одним из основных психолого-педагогических процессов, которые рекомендованы для полноценного воспитания маленького человека, его развития и подготовки к взрослой жизни, является посещение детского сада. Здесь он учится общаться в широком кругу сверстников и взрослых, постигает азы самостоятельности и организованности, развивает навыки различных видов деятельности (игровой, учебной, познавательной).

Советы родителям при адаптации ребенка к условиям детского сада

Важным этапом адаптации к детскому саду является процесс расставания с ребенком.

Для детей очень важны четкие правила, если ребенок поймет, что вот так будет всегда, так было вчера, так мама будет со мной прощаться сегодня и завтра, ребенок безоговорочно примет эту ситуацию.

  • Утром, по дороге в детский сад, рассказывайте ребенку, куда вы идете, зачем вы идете, кто его там ждет.
  • При расставании с малышом возьмите его на ручки и скажите уверенным и доброжелательным тоном, что вы уходите на работу, либо в магазин или еще по каким-либо делам. То есть ему нужно честно говорить куда и зачем вы идете, тогда ребенок будет понимать, что мама уходит туда, где не страшно, где хорошо, от куда она обязательно вернется.
  • Поцелуйте, попрощайтесь как вы обычно это делаете и передайте на руки тому человеку, с которым он остается. Попрощавшись, уходите не задерживаясь.
  • Когда вы приходите за ребенком, обязательно поощряйте его, похвалите малыша за все новые достижения, изредка можете принести новую игрушку, книгу, вкусности.

Вот такие у нас советы от психолога для родителей:

  • Ваш малыш еще не знает, что ждет его в детском саду, и эта неизвестность его пугает — поговорите с ним, расскажите как много там новых игрушек, что он там познакомиться с такими же маленькими детками.
  • Никогда не показывайте ребенку свою тревогу и слезы. Дети чувствуют настроение своих близких.
  • У каждого ребенка есть любимая игрушка и для малыша будет спокойней, если он возьмет ее с собой в детский сад.
  • Также можно попробовать разработать вместе с малышом несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас (придумайте несколько забавных способов прощания).
  • Когда забираете малыша из детского сада, постарайтесь проявить как можно больше внимания к нему, ведь он хочет рассказать вам, как много нового и интересного случилось с ним за день.
  • Также, советуем родителям, научиться правильно реагировать на выходки ребенка. Умейте говорить «НЕТ» спокойным и твердым голосом.
  • Демонстрируйте малышу свою любовь и заботу.
Читайте также:  Виды выплат, положенных женщине в декретном отпуске

Если вы примите все эти рекомендации профессионального психолога по адаптации вашего ребенка к детскому саду и сделаете это с любовью и без особой спешки, то уверенна этот процесс у вас пройдет очень легко и непринужденно, можно сказать играючи.

Ваша главная задача просто проявить родительское терпение, спокойствие и внимательность.

Что может повлиять на процесс?

Возраст

Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.

Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.

Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.

Состояние здоровья

Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.

[expert_bq id=3418]Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.[/expert_bq]

Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Степень психологического развития

Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.

Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.

В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.

Проблемы социализации

Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.

Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.

Читайте также:  Польза плавания: 12 причин заняться плаванием

Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.

Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать.

Почему ребенок плачет в садике?

Многие родители воспринимают плач ребенка во время первых недель посещения сада как катастрофу, собственный педагогический провал или козни нерадивых воспитателей.

Между тем, все не так страшно. Детские психологи уверяют, что плаксивость ребенка в этот период — нормальная реакция на столь масштабное изменение окружающего его мира. Да, дома малыш обещал не плакать и соглашался идти в сад, но он не представлял себе полную картину нового для него мира. Да и момент расставания с мамой нельзя назвать приятным для него.

Причин слез может быть множество, важно выявить именно ту, которая имеет место у вашего малыша. Зная причину, легче выбрать тактику в отношении детского плача. Это может быть:

Почему ребенок плачет в садике?
  • тревога, вызванная сменой обстановки и новыми для ребенка условиями и правилами, наличием иного режима и множества незнакомых взрослых и детей;
  • избыточный поток новых впечатлений, как положительных, так и негативных;
  • отсутствие навыков самообслуживания, ребенок чувствует себя беспомощным, ведь мамы рядом нет, а чужую тетю просить о помощи страшно;
  • негативное первое впечатление о саде. Оно может быть настолько сильным, что требуется перерыв в посещении сада, чтобы сгладить неудачный опыт;
  • личное неприятие воспитателя. Следует отметить, что эта причина встречается нечасто;
  • наконец, психологическая неготовность малыша к саду. Это самая непростая ситуация, которая чаще всего говорит о сложностях в семейных отношениях, нехватке у малыша общения с мамой, но может свидетельствовать и о личных особенностях ребенка.

Если ребенок в очередной раз расплакался, не расстраивайтесь и не раздражайтесь. Ему просто нужно ваше внимание и прикосновения, которых сейчас ему очень не хватает. Посадите его на колени, обнимите, успокойте. Но только сами не впадайте в уныние и слезливость — дети это сразу чувствуют.

Что влияет на адаптацию ребенка к садику?

К факторам, которые влияют на процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению, относятся:

  • его возраст;
  • общее физическое развитие и состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие основных навыков самообслуживания;
  • соответствие домашнего режима и распорядка дня дошкольного учреждения;
  • уровень контактности и общительности;
  • развитие игровой деятельности.

Тяжелее всего адаптируются дети, которые не привыкли к:

  • режиму;
  • выполнению элементарных гигиенических процедур;
  • самостоятельной игре в игрушки;
  • взаимодействию со сверстниками и малознакомыми людьми.

Кроме этого, малыш может иметь своеобразные привычки, которые негативно влияют на его развитие. Очень сложно проходит адаптация, если ребенок слишком привязан к маме.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Режим

То, что однозначно родитель может сделать заранее — это подготовить ребенка к определенному режиму. Заранее следует уточнить распорядок дня в выбранном вами садике, правда в большинстве своем они стандартны. И где-то за месяц-другой до начала посещения детского сада начать соблюдать этот режим дома.

Читайте также:  Церковный календарь святцев на 2020 год

Если ребенок пока еще не может запомнить последовательность действий, то можно на видном месте повесить картинки с изображением основных режимных моментов. Тогда он будет лучше ориентироваться во времени и понимать, что за чем следует.

Адаптация к детскому саду — это сложный период для ребенка. Поэтому сон, как отдых для нервной системы малыша, очень важен! Так как в садик вставать придется рано, укладывайте малыша спать часов в 21:00—21:30, чтобы за ночь ваш малыш смог отдохнуть и выспаться.

Дневной сон

Как подготовить ребенка к детскому саду

Хорошо, если ваш ребенок научится самостоятельно засыпать в кроватке. Сейчас становится все распространеннее ситуация, когда детей дошкольного возраста не укладывают на дневной сон.

Если это ваша ситуация, постарайтесь хотя бы, чтобы этот час все равно был тихим. Можно просто полежать в кроватке, почитать книжку, отдохнуть.

Учимся общаться

Обучите вашего малыша фразам, которые помогут ему простроить взаимоотношения со сверстниками. «Привет!», «Как тебя зовут?», «Можно посмотреть твою машинку?», «Давай играть вместе?», «Не надо так делать, мне не приятно!».

Разлука с мамой

Подготовьте ребенка к тому, что мама может отлучаться, но она всегда возвращается. Попробуйте оставить малыша ненадолго с бабушкой или с родной тетей, или с близкой подругой и ее ребенком.

Тогда разлука уже не будет так сильно пугать, ведь ваш малыш будет знать, что вы всегда возвращаетесь за ним.

Играем в детский сад

Расскажите ребенку, что такое детский сад. Конечно, акцент стоит делать на его плюсах. Что там много разных игрушек, можно весело играть с другими ребятами и т. д. Покажите фотографии, картинки с изображением играющих детей.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Для своих читателей я нашла специальную подборку адаптационных сказок для подготовки малыша к саду от детского практикующего психолога Ирины Терентьевой. В состав подборки вошли такие сказки:

  1. Сказка о первом дне в детском саду (поможет подготовить ребенка к первому посещению сада, расскажет доступным языком о том, что его там ждет)
  2. Сказка о том, что плакать совсем не нужно (поможет избежать детских слез при расставании с родителями)
  3. Сказка о том, что мамы всегда забирают деток (снимет у ребенка страх, что его не заберут)
  4. Сказка о том, что в садике надо кушать (снимет детский протест голодовкой)

Проходя мимо, покажите ему, можно даже зайти на территорию и посмотреть как играют дети на площадке. Разыграйте различные ситуации с помощью кукол и игрушек. Это будет понятно вашему ребенку и поможет снизить тревогу.

Разговариваем с воспитателями

По возможности познакомьте ребенка с его будущей воспитательницей. Расскажите воспитательнице об особенностях вашего малыша, особенно это касается его здоровья. Например, если у ребенка есть аллергия на какие-то продукты, эта информация обязательно у нее должна быть! Родителям лучше заранее проконсультироваться с лечащим педиатром о состоянии здоровья малыша.