Адаптация детей к условиям детского сада

Детский сад — первый и очень важный этап приобщения детей к социуму. Вполне понятно, что каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенку это знакомство с социумом понравилось. Что же сделать, чтобы малыш чувствовал себя в новом окружении максимально комфортно? Какие могут потребоваться от родителей документы и что нужно взять с собой в садик в первый день? Именно эти вопросы мы обсудим в данной статье.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?

Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

  • ваша должностная инструкция и трудовой договор;
  • Устав ДОО, где вы работаете;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  • ФГОС ДО;
  • профессиональный стандарт педагога;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014;
  • ст. 336 ТК РФ;
  • СанПиН

Следите за изменениями трудового законодательства и ФГОС ДО, чтобы всегда быть в курсе важных нововведений. У нас в АНО «НИИДПО» много программ обучения для воспитателей, в которых рассматривается работа по актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Пример:

Необходимые документы

Проверьте, все ли бумаги в порядке. Без пакета правильно оформленных документов малыша просто не примут в детский садик.

Какие документы нужны для детского сада? Для зачисления в дошкольное учреждение понадобится:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • в обязательном порядке, паспорт отца или матери;
  • если брак не зарегистрирован, требуется свидетельство об установлении отцовства;
  • медицинская карта формы №026/У;
  • полис медстрахования.

Время от времени в законодательство о дошкольном образовании вносятся изменения. Не полагайтесь на советы знакомых и родственников, соседок, у которых детки посещают дошкольное учреждение. За прошедший период некоторые требования могли измениться. Всегда уточняйте список необходимых документов у заведующей. Руководитель детского учреждения обязан предоставить родителям перечень для сбора необходимой документации.

Как правильно закалять ребенка со слабым иммунитетом? У нас есть ответ!

Инструкция по применению детского Ибуфен сиропа описана на этой странице.

Детские трудности

Привыкнуть за один-два-три дня к детскому саду не сможет, пожалуй, ни один ребенок на свете. Уж слишком резкие изменения в жизни малыша наступают, когда он начинает ходить в садик. К таким изменениям просто так не сумеет привыкнуть даже взрослый человек, а что уж говорить о малыше с его крошечным жизненным опытом и пока еще не до конца сформировавшейся психикой и нервной системой! В детском саду малыш в обязательном порядке должен привыкать:

  • к четкому режиму дня;
  • отсутствию рядом мамы, папы и других знакомых ему людей;
  • необходимости подчиняться незнакомым ему людям;
  • ежедневным длительным контактам с другими детьми и выстраиванию с ними отношений;
  • новому пространству и незнакомым предметам;
  • непривычной пище;
  • резкому уменьшению персонального внимания к нему со стороны взрослых.

Понятно, что такое огромное количество всяческих изменений и новшеств как-то должно сказываться на малыше. В большинстве случаев ребенок начинает испытывать стресс:

  • он боится, у него начинают преобладать всяческие отрицательные эмоции;
  • кроха часто и много плачет;
  • нередко малыш отказывается от каких бы то ни было контактов – хоть со взрослыми, хоть со сверстниками;
  • ребенок плохо спит, мало кушает или совсем отказывается от пищи;
  • бывает, что на первых порах малыш начинает хуже говорить, а то и вовсе забывает многие слова;
  • ребенок теряет умение обслуживать себя: самостоятельно одеваться и умываться, садиться на горшок, ложиться в постель и вставать с нее;
  • он впадает в заторможенное состояние или, наоборот, становится гиперактивным;
  • у него понижается иммунитет, в результате чего малыш начинает болеть всяческими болезнями.

И это – лишь приблизительный перечень изменений поведения малыша при поступлении его в детский садик. А иногда бывают и другие изменения, причем, настолько неожиданные и серьезные, что волей-неволей родителям приходится навсегда забирать ребенка из садика и воспитывать его самим или искать няню.

Сколько времени малыш будет так себя вести, и как скоро он привыкнет к детскому садику? Во многом это зависит от самого ребенка, его характера, темперамента, интеллектуального уровня. Ну и, разумеется, от родителей – насколько умело и успешно они сумели подготовить своего сынишку или дочурку к детсаду (подробнее об этом ниже). А вообще, по мнению детских врачей и педагогов, привыкание ребенка к новым для него условиям состоит из трех степеней:

  • легкой (срок привыкания – 20-30 дней);
  • средней (30-60 дней);
  • тяжелой (от 2 месяцев до полугода).

Жизнь и многолетняя педагогическая практика показывают, что легкая степень адаптации у детей бывает очень редко, а вот средняя или тяжелая – намного чаще.

По каким признакам можно считать, что ребенок адаптировался (полностью привык) к новым для него условиям? Основные из этих признаков таковы.

Читайте также:  Беседа первая: взгляните на детей – как они растут

Ребенок:

  • расставаясь утром с родителями, уже не плачет, а, наоборот, спокойно и с удовольствием идет в группу;
  • не боится воспитателя, контактирует с ним;
  • охотно общается с другими детьми;
  • легко и непринужденно соблюдает режим дня;
  • прекрасно ориентируется в пространстве детского сада, играет детсадовскими игрушками;
  • начинает сам себя обслуживать и легко усваивает новые навыки, которым его учит воспитательница;
  • вспоминает забытые слова и легко усваивает новые;
  • хорошо спит и кушает – и в детском саду, и дома;
  • реже болеет.

Если большая часть этих пунктов налицо, родители могут вздохнуть спокойнее: это означает, что их малыш, наконец, привык и приспособился к условиям детского сада.

Выражение протеста

Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе. Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.

  1. Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
  2. Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
  3. Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
  4. Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям. На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным. В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.
Выражение протеста

Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос. Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.

Психологические аспекты

Важно, чтоб у вашего домашнего ребенка было общение с другими детьми

Когда пришло время вести малыша в дошкольное учреждение, особенно, если ваш карапуз домашний, редко общался с другими детьми, необходимо придерживаться ряда правил.

Психологические аспекты
  1. Объясните малышу, что собой представляет данное учреждение. Обязательно расскажите, что родители оставляют детей на определенное время, но не навсегда. Не забудьте упомянуть о том, что детки там играют, гуляют на площадке и спят в своих кроватках.
  2. Очень важно объяснить малышу, что вместо вас в детском саду будет нянечка и воспитательница, которым он должен все рассказывать и говорить о том, что его беспокоит.
  3. Не забудьте упомянуть о том, что в саду малыш найдет много замечательных игрушек, сможет ими играть вместе с другими детками.
  4. Скажите, что будете очень рады, если карапуз начнет ходить в детский сад, он уже такой взрослый.
  5. Каждый раз, проходя мимо дошкольного учреждения, в которой хотите отдать своего кроху, с радостью напоминайте о том, что скоро он там будет заниматься. Можете сказать, что вы очень гордитесь тем, что малыш отправляется в детский сад и что его туда приняли.
  6. Важно, чтоб родители заблаговременно знали, какой режим в детском саду и поведали о нем своему чаду, подстроили свой домашний распорядок.
  7. Не стоит бояться разговоров о возможных трудностях. Ребенок должен понимать, что в детском саду его не будут окружать родственники и выполнять все требования по первому возгласу.
  8. Чтоб карапузу было спокойнее, пусть у него появится плюшевый друг, с которым он отправится в дошкольное учреждение.
  9. Постарайтесь перебороть себя и будьте готовы к тому, что с первого же дня вам придется оставить малыша в садике до обеда или на несколько часов. Некоторые родители боятся уходить, тем самым замедляют адаптационный период своего малыша.
  10. Заблаговременно обдумайте ритуал расставания, когда ребенок будет приходить в детский сад.
  11. Чтобы карапузу было легче адаптироваться лучше еще до первого похода в детский сад познакомить его с большим количеством детей. Пусть привыкает.
  12. Никогда в присутствии малыша не произносите вслух негативные фразы, которые касаются детского сада.
  13. Играйте дома в детский сад, показывайте малышу обстановку дошкольного учреждения на примере кукол, мягких игрушек. Можете привлекать соседских малышей, чтоб следить за тем, правильно ли проявляются навыки общения ребенка.
Читайте также:  Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей

Ребенок идет в детский сад – советы родителям

Теперь поговорим о некоторых рекомендациях, полезных тем, кто собрался отдавать свое чадо в садик. Они очень помогут вашему крохе освоиться там в первые дни. Итак, запомните следующие советы, когда ребенок идет в детский сад:

  • Собираясь утром, не спешите сами и не торопите малыша – дети этого очень не любят. Если будет спешка — вы рискуете испортить настроение ребенку. Лучше постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватило времени на спокойные сборы – встаньте пораньше.
  • Очень важный фактор – любимая игрушка. Если ребенок идет в садик, разрешите ему взять ее с собой. Стоит, правда, помнить, что далеко не во всех садиках это разрешено, поэтому вам следует заручиться пониманием и поддержкой персонала садика. Игрушка – это не просто вещь, это некий «товарищ», которому можно довериться в напряженной ситуации.
  • Ни при каких обстоятельствах не уходите украдкой, увидев, что малыш нашел себе увлекательное занятие. Через несколько дней не стоит удивляться, если ребенок не захочет отпускать вас, не слушая ни какие уговоры – это последствие ваших «тихих» уходов.
  • Когда ребенок идет в детский садик, не растягивайте прощания. Если вы будете долго объяснять малышу, почему вам нужно уходить, легче не будет, скорее наоборот. Сохраняйте спокойствие – даже если кроха, прощаясь, расплакался, вся его печаль скоро пройдет. Внимание детей фокусируется на событиях происходящих вокруг, и они легко отвлекаются.
  • Выполняйте свои обещания. Если вы договорились, что вернетесь к четырем часам, извольте прийти вовремя. Если задерживаетесь, позвоните в сад, попросите воспитателя дать трубку малышу, объясните, что придете немного позже.

Собственные чувства тоже желательно сдерживать. Малыш не должен увидеть ваших слез, потому как это пробудит в нем подозрение, что место, куда его привели – плохое. Также приложите все усилия, чтобы в выходной день не отойти от ежедневного распорядка, установленного в садике. Постарайтесь, чтобы атмосфера в вашей семье была доброжелательной и спокойной, в отношении к себе ребенок должен чувствовать ласку и любовь.

Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность,  можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!

  • Стихи для детей про детский сад
  • Погодки: детский сад
Читайте также:  37 интересных идей как сообщить мужу и родителям о беременности

Как еще подготовить ребенка

Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.

За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей, включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Когда можно отдавать ребенка в детский сад

Первые три года жизни ребенка — самый опасный, с точки зрения развития различных инфекционных процессов, период. В это время иммунная система ребенка адаптируется к условиям окружающей среды, малыш становится более социально активным. Оптимальный возраст, с которого можно начать водить ребенка в детский сад, назвать, наверное, нельзя, поскольку у каждого ребенка он определяется индивидуально. Желательно, чтобы это было после 3-х лет, не ранее. Будет ли это в 3,5 года, 4 или 5, зависит от конкретного ребенка.

Существует понятие общего иммунитета, т.е. то, что мы понимаем под иммунной системой. А персональный иммунитет каждого человека и реакция еще только формирующегося иммунитета ребенка весьма индивидуальны. Тот факт, что все дети склонны к развитию инфекционных заболеваний из-за наличия у них особенностей функционирования иммунной системы, безусловно, имеет место быть. Чем больше ребенок общается, в первую очередь, со своими сверстниками, чем больше он организован, тем больше вероятность заражения его микробами. Кроме того, возбудитель персистирует, т.е. находится постоянно, на слизистых оболочках, на коже ребенка, в кишечнике, поэтому при определенных обстоятельствах агрессивными могут стать даже собственные микроорганизмы.

Организм ребенка, который попадает в разное микробиологическое окружение, исходящее от других детей и от взрослых, при формирующейся иммунной системе будет давать реакцию на те возбудители, с которыми он ранее не встречался. Есть категория возбудителей, контакт с которыми происходит постоянно, как, например, с вирусом гриппа, против которого иммунитета практически не существует.

В то же время есть инфекции, против которых у человека, перенесшего их в детстве, вырабатывается стойкий пожизненный иммунитет. Это так называемые детские инфекционные болезни: корь, краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа и т.д., иммунитет от которых остается надолго, и женщина репродуктивного возраста может передать его ребенку через плаценту, т.е. обеспечить защиту от этих возбудителей еще внутриутробно. Именно поэтому малыши до 1 года редко болеют данными инфекциями, и начинают болеть уже после первого года жизни, когда переданный мамой иммунитет начинает постепенно снижаться.

Кроме того, если у ребенка имеется аллергический фон, реакция его иммунной системы на микробные возбудители будет изменена. То есть ребенок с атопическим дерматитом, например, или аллергическим воспалением в организме, к сожалению, будет более предрасположен к развитию инфекционных заболеваний, чем другие дети. Иными словами, он будет болеть либо более острыми формами заболевания, либо более длительно, чем тот ребенок, у которого аллергического фона нет. Таким образом, от фона, который есть у ребенка, и уже сложившейся иммунной системы до 3-летнего возраста будет зависеть индивидуальное реагирование иммунной системы.