5 эффективных способов привить любовь к чтению

«Книга лучшее средство развития интеллектуальных способностей».

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Читайте также:  C ребенком на поезде – что важно знать

Простой пример:

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

Как определить, что ребенок готов начать обучение чтению?

Некоторые психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что к обучению чтению нужно приступать после того, как у ребенка сформируются следующие навыки:

  • Ребенок разговаривает предложениями и может составить цельный рассказ о событии или пересказать содержание какого-либо сюжета;
  • Ребенок слышит и распознает звуки. Развитие фонематического слуха является основой для успешного освоения навыка чтения;
  • У ребенка чистое произношение. В случае, если у ребенка существуют особенности с произношением, которые требуют работы с логопедом необходимо повременить с обучением чтению до полного исправления особенности;
  • Ребенок не путает лево и право, полностью ориентируется в пространстве.

Противоположного мнения придерживаются разработчики ряда популярных методик по обучению чтению, такие как Глен Доман, Николай Зайцев и др., которые популяризируют мнение о том, что после трех лет обучать чтению уже поздно. Различные методики направлены на то, чтобы обучать ребенка в одно время с обучением разговорной речи.

Кто прав в этом споре, рассудит время, проводить сравнительный анализ пока трудно. Решение о том, когда обучать ребенка чтению принимают сами родители, опираясь на собственное видение ситуации.

С каких книг стоит начинать? Что вы скажете о мягких книгах, сборниках потешек, «словарях первых слов», виммельбухах и других типичных книгах первого выбора?

Евгения Кац

Для начала: мягкие книги, картонки с одним реалистичным изображением на странице и однотонным фоном, книги с вкладышами, книги с окошками. Затем – книги о чем-то понятном и знакомом, с минимумом текста на странице и хорошими иллюстрациями, которые можно разглядывать и обсуждать. Виммельбухи на самом первом этапе хороши именно малышовые – с несколькими крупными объектами на странице.

Рекомендации Евгении:

  • Эжени Фернандес. Котенок и лето. Мир и образование
  • Тэйлор Лори. Мы строим дом и другие книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова!»
  • Орлова Анастасия. Это грузовик, а это прицеп
  • Бернер Сузанна Ротраут. С добрым утром, Карлхен
  • Карл Эрик. Очень голодная гусеница

Наталья Медведь

Я считаю, что лучшая первая книга вашего малыша – та, которую вы знаете наизусть и читаете по памяти, лучше в лицах. Я хочу сказать, что хорошо бы ребенку слышать художественное слово в совершенно любой форме – потешки, песенки, колыбельные, считалки, да хоть романсы, сонеты или оды – еще до того, как он научится сидеть и брать книгу в руки самостоятельно. Самый простой способ этого достичь – выучить стихи, которые вам нравятся, и рассказывать их ребенку в подходящие моменты: во время переодевания, игры, сборов на прогулку. Возможно, ребенок не поймет содержания, но отзовется на ритм и звучание, поэтому специальный детский фольклор (песенки и потешки) стоит на первом месте в ряду детского чтения первого года жизни. Это хорошая новость для тех, кто сомневается, актуально ли для нынешних городских детей народное творчество, связанное с крестьянским бытом. Кстати, сегодня можно найти прекрасные современные малышовые стихи, сохранившие форму потешек. Например, в книге «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой.

Мягкие тряпичные книжки, пластиковые книжки для купания, небольшие картонные издания преследуют одну и ту же цель – научить ребенка обращаться с книгой. Так малыш понимает, где обложка, где начало и конец, как книгу листать, куда смотреть. Учится ею манипулировать, и это крайне важная стадия изучения книги как предмета. А прочные материалы таких изданий – хорошее подспорье для родителей.

Потешки с иллюстрациями Васнецова хорошо открывать ребенку, который их слышит в исполнении родителей, это подарит ему восторг от узнавания знакомого. А иллюстрированный словарь первых слов хорошо рассматривать вместе с ребенком и учить его находить знакомые предметы, расширять словарный запас. Главное – не стоит воспринимать такие книги как учебники для дошкольников. Хотя тут мое мнение не будет популярно, но я не сторонник того, чтобы изучать цифры, геометрические формы и цвета по книжкам.

Большая радость, что виммельбухи чаще издают на плотном и надежном картоне, то есть, покупая их для годовалого ребенка (что несколько на вырост), можно надеяться, что они прослужат вплоть до школьного возраста (когда они достигают апогея функциональности). На мельтешащих картинках младшим детям сложно сосредоточиться, а нелинейность сюжета сложно осознать, но можно начинать с самых простых вариантов чтения – игр в «найди и покажи». По мере осваивания простейших заданий можно переходить к созданию сквозного сюжета и придумыванию предысторий. Чем старше будет становиться ребенок, тем с большей изобретательностью он будет подходить к фантазированию по мотивам виммельбухов.

Рекомендации Натальи:

  • Орлова Анастасия. Яблочки-пятки
  • Мерфи Джилл. Пять минут покоя
  • Дюбюк Марианна. Лев и птичка
  • Карл Эрик. Десять резиновых утят
  • Смолман Стив. История про овечку, которая пришла на обед к волку

Eлена Иванова

Первыми книгами лучше выбирать те, которые вдохновляют взрослого на речевую импровизацию. Проще говоря, нужно открыть книгу и спросить себя: «Могу ли я что-то рассказать по картинкам?» Поскольку очень многое в раннем возрасте связано с действиями, лучше выбирать те книги, в которых много движения. Нарисованные герои в книжках должны что-то делать – чем больше глаголов будет в вашем рассказе, тем лучше.

В качестве первых книг можно выбрать книжки-игрушки из ткани или картона. Опять же, важно, чтобы картинки были сюжетны. Родителям будет легче строить по ним небольшие рассказы. Еще для начала можно взять те, что с клапанами. Например, Юсуке Ёнедзу построил свои книги вокруг игры в прятки. В возрасте около года они отлично идут.

Рекомендации Елены:

  • Макки Дэвид. Элмер
  • Карл Эрик. От головы до ног
  • Лаптев А. М. Пик, Пак, Пок

Как заинтересовать ребенка чтением – список советов

Вот ряд советов, которые за долгие годы показали свою практическую действенность. Для того чтобы заинтересовать ребенка литературой, необходимо следующее:

Сделать чтение ежевечерним ритуалом

Чтобы ребенок полюбил читать, работу в этом направлении родителям следует начинать уже в раннем детстве. Вместо показа мультфильмов перед сном – почитать сказку, обсудить героев: кто из них поступал правильно, а кто наоборот; кто понравился и почему. В дальнейшем можно разобрать причины, по которым персонажи попадают в разные переделки – это не только научит рассуждать в правильном направлении и устанавливать единственно верные причинно-следственные связи, но и поможет ребенку в будущем прогнозировать последствия своих поступков.

Читать по — очереди

Даже если сказка увлекательна, дети быстро устают (а порой, прикрывают усталостью свое нежелание брать книгу в руки и заниматься чтением). В этом случае можно договориться читать по странице; листу; главе произведения. Одну озвучивает родитель, другую – ребенок, и так далее. Когда же повествование дойдет до самого захватывающего момента – прерваться, предоставив малышу возможность самому дочитать интересующий фрагмент. Можно использовать и другие приемы, наиболее действенный из которых такой: пересказать завязку произведения, а затем, сославшись на забывчивость, предложить дочитать окончание вместе.

Выбирать книги вместе с ребенком, учитывая его склонности

В дошкольном и младшем школьном возрасте малышей больше заинтересуют книги с множеством ярких иллюстраций и крупным шрифтом. На первых порах лучше воспринимаются короткие, простые по содержанию рассказы или сказки, со многими из которых дети уже знакомы.

Можно начать чтение с книги, которую ребенок знает наизусть (чувство успеха, возникающее при этом – очень хороший стимул).

Совместный поход в книжный магазин – прекрасная традиция. Малыш окунется в волшебную атмосферу – высокие стеллажи, запах типографской краски, яркие обложки. И выбор, который он сделает самостоятельно, подержав в руках понравившиеся произведения, будет наиболее ценен.

Воздействовать личным примером

Сложно объяснить маленькому человеку необходимость читать, если старшее поколение этого не делает, а предпочитает посидеть в социальных сетях или посмотреть телевизор. Родители, которые читают сами, делятся впечатлениями о прочитанном, обсуждают в семейном кругу новинки литературы – редко испытывают сложности в приобщении малыша к чтению. Бережное отношение к печатным изданиям, покупка новых книг, наличие домашней библиотеки – все это помогает ребенку осознать, что читать интересно для всей семьи.

Не превращать чтение в наказание

Очень важно выбирать подходящее время для того, чтобы предложить малышу почитать. Если он увлечен своими делами, то любая попытка прервать его, будет воспринята в штыки. В итоге, вместо приятного и увлекательного занятия, чтение превратится в отбывание повинности, будет сопровождаться плохим настроением и сформирует негативное отношение к литературе в целом.

К общению с книгой ребенка нужно подготовить: предложить ему спокойные занятия (конструирование, лепка, аппликация), по завершении работы, либо когда малыш захочет сменить деятельность – подойти с книгой, открытой на красивой картинке и увлечь ее рассматриванием. Интерес, возникший к нарисованным героям, поможет быстро и легко включиться в процесс чтения.

Применять аудио и видеоматериалы

В дополнение к бумажным изданиям можно использовать также и аудиокниги. Особенно запоминающиеся впечатления у детей оставляют записи радиоспектаклей, где все персонажи озвучиваются профессиональными актерами. Просмотр фильмов — экранизаций также побудит ребенка к чтению, если убедительно доказать ему, что написано произведение значительно интереснее.

Прививать с раннего возраста любовь к книгам – задача для родителей сложная, требующая огромного терпения и такта, и руководствоваться в ней, как и в любом вопросе воспитания, необходимо принципом: «Не навреди!». Главное – не забывать, что кроме литературы, учебы, творческих и спортивных занятий, в жизни любого маленького человечка обязательно должно оставаться время для общения со сверстниками и обычных детских забав. Помните, что у ребёнка должно быть детство, всё хорошо в меру, любите своих детей и они ответят Вам тем же!

Читаем книги для детей 9-лет

Чем старше становится ребенок, тем меньше его интересуют детские сказки. Его взгляды постепенно меняются, а значит и произведения для чтения нужно подбирать уже другие. Для этого отлично подойдут знаменитые детские рассказы Николая Носова – «Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша» и многие другие. Данные рассказы в веселой форме повествуют о приключениях, в которые попадают ровесники маленького читателя.

Замечательные детские повести написал Виктор Драгунский: «Тайное становится явным», «Англичанин Павля», «Что любит Мишка». Эти и другие рассказы автора входят в знаменитый цикл «Денискины рассказы», повествующий о приключениях, в которые попадают мальчишки. Также для ознакомления подойдут истории других авторов: Виталия Бианки, Михаила Зощенко, Льва Толстого, Валентины Осеевой.

В дополнение к художественной детской литературе школьники 9-10 лет могут активно интересоваться энциклопедиями и адаптированными научными статьями. Родителям важно обратить внимание на то, чем увлекается их малыш. Так удастся подобрать для него те книги, которые точно не будут пылиться на полке.

Выстраивание отношений с самыми разными людьми, в том числе и не самыми симпатичными, — это умение, которое серьезно поможет ребенку в жизни. Однако многие родители считают, что это совсем необязательно. Часто можно слышать, что мой ребенок «неконтактный, замкнутый, стеснительный, интровертный», но он такой замечательный, приспособьтесь к нему как-нибудь сами…

Возможно, воспитатель в детском саду и учитель начальных классов прислушаются к вашим пожеланиям, но чем дальше, тем больше ваш чудесный, умный и тонко чувствующий ребенок будет сдвигаться на обочину коллективной жизни. Возможно, это именно то, что ему нужно. Но будет гораздо лучше, если это будет его добровольный, а не вынужденный выбор.

Иными словами: не захочет общаться – не надо, но уметь это делать нужно обязательно.

А как же природные склонности? Что ж, не все мы рождены, чтобы петь в опере или бегать на чемпионатах мира. Но регулярные тренировки позволят людям даже с самыми скромными способностями напевать популярные песенки без фальши и участвовать в любительских соревнованиях.

Что делать родителям? Предоставить ребенку полигон для общения! Не ограничивайтесь привычным кругом знакомств, периодически заглядывайте, к примеру, на детскую площадку в соседнем дворе. Не вмешивайтесь в детский конфликт сразу, позвольте ребенку попытаться самостоятельно его урегулировать. Чаще просите ребенка о помощи в ситуациях, требующих обращения к «должностным лицам»: пусть (под вашим присмотром) уточнит цену в магазине у продавца или поинтересуется у билетера в кинотеатре, где находится нужный кинозал. Не прячьте его все время за свою спину!