25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Приветствую! У одной из моих хороших подруг Валерии есть мальчик Костя. Как и родители, он очень смышленный и любознательный.

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения: малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Читайте также:  Рост и вес ребенка до 1 года — подробная таблица по месяцам

Как помочь ребенку лучше учиться?

Помощь родителей в учебе – это, прежде всего, приучение ребенка к самостоятельной работе. С какими-либо сложными и трудоемкими заданиями вроде рефератов помогать можно и нужно, но обычную домашнюю работу ребенок должен уметь делать сам. Для этого родителям необходимо выстроить правильную тактику помощи: не объяснять ребенку что-то непонятное по несколько раз и не подсказывать, как выполнить упражнение, а только советовать еще раз перечитать материал или условия задания. При этом обязательно проявляйте искренний интерес к учебе ребенка: для него это является одним из лучших стимулом к тому, чтобы поддерживать хороший уровень успеваемости.

Как не попасть в ловушку тотального контроля

К сожалению, в школах не учат семейной жизни и воспитанию детей, поэтому несколько поколений совершают одни и те же ошибки – чрезмерно контролируют своих детей, не хвалят за успехи, излишне наказывают за промахи.

Даже для маленьких детей важно, чтобы они могли сами контролировать свою деятельность. Тотальный контроль и непредоставление школьнику самостоятельности обычно заканчивается, когда родители и бабушки с дедушками начинают учиться за ребенка, оказывая ему «медвежью» услугу.

Контроль должен быть разумным, но и пускать учебную деятельность на самотек не стоит. Дети должны чувствовать – их школьная жизнь и успехи вам не безразличны. Найдите золотую середину.

Как убедить подростка учиться

При появлении проблем с учебой родителям важно не усугубить ситуацию, прибегая к многочисленным упрекам и нравоучениям. Наилучший способ правильно выйти из конфликта – совместная работа с психологом, специализирующимся на подростковой поведенческой психологии. Первые занятия зачастую проводятся только с взрослыми, что помогает незаметно и мягко скорректировать отношения в семье.

Доказано, что угрозы и запреты не могут исправить ситуацию. Попытка лишить подростка игры в компьютере или других гаджетах вызывает ответную агрессию и не повышает успеваемость.

Попытка лишить подростка игры в компьютере или других гаджетах вызывает ответную агрессию и не повышает успеваемость.

Психологи разработали целую программу, как убедить подростка учиться и заново полюбить школьные занятия. Она состоит из нескольких шагов.

Основные шаги к взаимопониманию с подростком

  1. Необходимо аккуратно завоевать доверие ребенка, раскрыть его чувства и интересы. Для этого следует навсегда отказаться от метода запугивания и давления, не применять угрозы. Традицией должно стать ежедневное общение на общие темы, обсуждение интересных книг и фильмов.
  2. Не следует навязывать собственное мнение и видение будущего ребенка. Родители должны давать ощущение свободы, обсуждать принятые решения и принимать поступки без осуждения. Постепенно восстановятся доверительные отношения, кроха научится слышать и понимать взрослых.
  3. Необходимо забыть о нехватке времени на совместные прогулки, игры, просмотр передач. Ребенку важно чувствовать близость и тактильный контакт, поддержку родных. Это придает уверенности в поступках, помогает справиться со стеснением в школе.
  4. Искренне интересоваться хобби и увлечениями детей. Полезно участвовать в организации поездок и походов от секций, которые посещает чадо. Это повышает авторитет родителей, объединяет семью за общим делом.
  5. После восстановления доверия психологи рекомендуют мотивировать подростка на самостоятельные решения и поступки. Они должны начинаться с небольших домашних обязанностей, а ребенка важно хвалить и благодарить за помощь.
  6. При сложных ситуациях мотивацией может стать первая работа. В возрасте 14–16 лет в летний период подростка можно устроить на расклейку объявлений или предложить другой неквалифицированный труд. Это лучший способ знакомства со взрослой жизнью и ответственностью. К тому же, родителям будет проще объяснить необходимость дальнейшей учебы в колледже: если он не хочет учиться, то должен быть готов к тяжелой и малооплачиваемой работе.

Заинтересованность к учебе не сразу проявит себя. Иногда требуется длительная работа с родителями, которым приходится заново выстраивать отношения между собой и внутри семьи. Психологи рекомендуют проявить максимум терпения, не заставлять учиться или посещать дополнительные занятия через силу во время терапии.

Читайте также:  Топ-8 книг про отношения с родителями.

А вот теперь — самостоятельность!

В какой-то момент вы поймете, что ребенок стал отвлекаться намного меньше.

Это произойдет не через неделю. На это может потребоваться несколько недель или даже несколько месяцев. Но рано или поздно произойдет обязательно.

Начните потихоньку оставлять ребенка один на один с уроками: на пару минут (попить водички), на 5 минут, на 10… Смотрите на то, как будет себя вести ребенок: получается ли у него сохранять концентрацию на короткое время без вашего присутствия.

Хорошая идея для переходного периода: мама готовит ужин, ребенок за ее спиной учит уроки. С одной стороны обеспечивается мамино присутствие, с другой — мама присутствует только в качестве "декорации".

Увеличивайте время, которое ребенок учит уроки самостоятельно, очень постепенно: на одной неделе 5 минут, на следующей неделе 10 минут — и так далее.

В какой-то момент вы сможете оставить ребенка заниматься полностью одного — и он сможет отлично и сконцентрировано поучиться.

Только помните, что даже отличный навык самостоятельной и эффективной работы над домашкой не отменяет контроль выполнения! Не забывайте после выполнения работы заглянуть к ребенку в тетрадь и проверить, что и как там написано 🙂

_________________________________

Да, самостоятельность вырабатывается не быстро. Но — по хорошему — этим и заниматься стоит до школы, начиная с 5 лет. Как раз к 1 классу успеваешь.

У школьников дело идет побыстрее. Скорее всего, вы справитесь за год или даже меньше. Но сделайте это обязательно. Это то большое и сложное время, которое стоит потратить — оно окупится успешностью ребенка!

А если вы уже попробовали этот способ — пожалуйста, поделитесь в комментариях, на сколько минут (часов) удалось сократить время выполнения домашней работы.

—————————-

Мой блог про японскую методику обучения KUMON .

Познакомиться со мной в Инстаграм можно по этой ссылке >>

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  1. Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  2. Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  3. Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики воспитания Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  4. Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  5. Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  6. Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  7. Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.

Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.

Читайте также:  Какие успокоительные можно при грудном вскармливании

Комплексные задачи

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:

  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности.

Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.

Самоорганизация

Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:

  • развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше — купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон — лишние функции будут отвлекать его от главного);
  • для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
  • если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант — записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Поделиться статьей с друзьями!