10 вещей, которые умели советские дети и позабыли современные

Как большевики превращали человека в машину, чего они хотели от детей и зачем были нужны пионеры

Модули

Древняя РусьIX–XIV векаИстоки русской культурыКуратор: Федор УспенскийМосковская РусьXV–XVII векаНезависимость и новые территорииКуратор: Константин ЕрусалимскийПетербургский период1697–1825Русская культура и ЕвропаКуратор: Андрей ЗоринОт Николая I до Николая II1825–1894Интеллигенция между властью и народомКуратор: Михаил ВелижевСеребряный век1894–1917Предчувствие катастрофы Куратор: Олег ЛекмановМежду революцией и войной1917–1941Культура и советская идеологияКуратор: Илья ВенявкинОт войны до распада СССР1941–1991Оттепель, застой и перестройкаКуратор: Мария Майофис

Почему современные дети начинают позже говорить?

В последние годы логопеды и дефектологи России бьют тревогу, потому что количество детей с нарушениями речи возросло во много раз. Причем часто наблюдается не только задержка речи с более раннего возраста, но и расширение спектра речевых нарушений. Это явление связывают с тем, что у родителей в современном темпе жизни остается очень мало свободного времени на отдых или для того чтобы переделать домашние дела и они готовы включить все что угодно, лишь бы хоть чем-то занять ребенка.

Телевизор, компьютер, телефон, планшет, в наше время есть достаточно широкий выбор для мультиков, компьютерных игр и развлекательных приложений для детей. Ребенок часами на пролет увлечен разглядыванием экрана. Безусловно, ему очень интересно в это время, но при этом он не развивает свою речь.

Для мамы и папы удобно, когда ребенок сидит в тишине и не бегает по квартире, раскидывая игрушки. Но со временем, они понимают, что малыш практически не разговаривает. И если раньше дети в 2 года уже начинали достаточно хорошо говорить и произносить слова, а к 3,5 составлять предложения, то в наше время зачастую такого не происходит.

Стоит задуматься, так ли важно отвлечь ребенка самым простым способом, ради нескольких часов собственной «свободы» от него? Ведь если вспомнить советское время, наши мамы тоже не сидели на месте, и у них была уйма домашних забот, которые нужно было переделать за весь день. При этом не было стиральных машин, пылесосов и хороших утюгов с отправителями. Но все-таки дети тоже игрались самостоятельно и без помощи гаджетов и телевизоров.

У нас было совсем не много игрушек: всего несколько мягких игрушек и одна кукла для девочек и машинка для мальчиков. Но вспомните, с каким интересом мы могли увлечься игрой на весь день, проявляя фантазию, придумывая различные сюжеты с игрушками или мастерили новые самостоятельно.

Почему современные дети начинают позже говорить?

Развитие современных детей

Все чаще возрастает обращение современных родителей за помощью к логопедам и дефектологам. В связи с тем, что в наше время дети начинают позже говорить, проблемы с речью или неправильное произношение звуков выясняется только ближе к 5-ти годам ребенка. А так как современные требования к ученикам первых классов заметно возросли, и отдать ребенка в школу уже нужно с навыками письма, чтения и желательно четкой речью,родителям приходится самостоятельно или при помощи репетиторов готовить детей к школе.

Читайте также:  Как избавиться от диатеза у грудничка

Таким образом, современным детям необходимо раньше начинать обучение чтению и письму. А для того, чтобы этот процесс прошёл быстрее и легче для самих детей, им нужно правильно развиваться уже с самого раннего возраста. И родители должны всячески этому способствовать.

  • Развивать мелкую моторику и творческие способности. Перебирание мелких предметов способствует тренировке речевого аппарата. Лепка, пальчиковое рисование, игры с крупами – это далеко не единственные способы для занятий пальчиками и выработки их чувствительности, а так же воображения ребенка. Помимо всего прочего, занятия творчеством способны снимать стресс и тревогу у ребенка.
  • Ограничивать просмотр мультиков и игры на компьютере или телефоне до 15 минут в день.
  • Предоставлять ребенку простые игры для развития логики и фантазии. Сейчас в продаже очень много интересных, музыкальных, интерактивных игрушек. Но, к сожалению, они не развивают мышление маленького человека на должном уровне, не заставляют его думать, все уже придумано за него. Поэтому для малышей 2-3 лет лучше покупать кубики, конструктор и различные сортеры. Они помогают развить логику и учат мыслить самостоятельно.
  • Расширять словарный запас ребенка, развивать речь. Особенно если ребенок не посещает детский сад, то он очень нуждается в дополнительных занятиях чтением и изучением стихотворений. Даже самым маленьким деткам, уже с 1,5 лет полезно показывать яркие иллюстрации в книгах и дополнять их короткими описательными рассказами или стихами.
  • Изучать окружающий мир. Для развития ранней речи у детей, необходимо побуждать их говорить через полно описательные рассказы о природе и живых существах. Прогуливаясь по парку, задержите внимание на его обитателях. Расскажите, например, о жучках или птичках. Пока ребенок будет наблюдать за ними, подробно объясните, каким образом они передвигаются, что кушают и где живут. В следующий раз, когда ребенок увидит насекомое или животное, про которое вы ему рассказали, он сам начнет говорить слова ассоциирующиеся с ним.

Помимо развития речи и творческих способностей современных детей, стоит развивать в них самостоятельность, ответственность и желание помогать окружающим. Для таких целей полезно обзавестись домашним питомцем, о котором ребёнок будет учиться, заботится самостоятельно, переживать за него и нести ответственность.

В. А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С. Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности. За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики.

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

– Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

Читайте также:  Заикание у детей: причины и эффективное лечение по советам врача

– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

– Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.

– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.

© Sarah / Flickr / CC-BY-2.0

В. А. Сухомлинский

– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.

– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Современное воспитание детей: особенности и актуальные проблемы

Проблемы воспитания и обучения возникают у многих родителей с первых дней появления малыша на свет. Но более актуальными они становятся, когда ребенок начинает проявлять характер – часто капризничать, не слушать родителей и др. Но именно семья ответственна за то, каким будет ребенок в будущем, какие принципы, убеждения ему привьют родители.

Невозможно представить развитие ребенка полностью без вмешательства взрослых, но и не следует допускать полного контроля над жизнью малыша. В первом случае в будущем получится разгильдяй, а во втором – человек, которому сложно адаптироваться в коллективе, личность без идей и убеждений.

Читайте также:  Лечение насморка у детей народными средствами

Особенности современного воспитания

Во все века применялись разные методы воспитания и обучения: в Средневековья и до XX века основным считалось применение грубой силы к ребенку, подавление его интересов и увлечений. Наши прабабушки и прадедушки почитали своих родителей, никогда не перечили им. Для них поведение современных детей было бы удивительно.

 С недавнего времени все изменилось: появилось множество кружков дополнительного образования, качество основного образования улучшилось – ребенок получил право выбора. Рассмотрим, как строится воспитание и обучение сегодня:

  • Современные дети имеют множество талантов, которые можно применять в будущем. Они не вписываются в жесткие рамки, но очень верят в свои возможности. Ребенок реализуется в искусстве, причем его направления достаточно обширны.
  • Современное семейное воспитание основывается на уважении мнения детей. Родители стараются услышать своих детей, не поддавать критике их идеи и мнения. В самом начале развития ребенок «копирует» своих родителей, поэтому важно показать все аспекты жизни с правильной стороны. Дети сразу чувствуют, кто «хороший», а кто «плохой». В дошкольный период происходит закладка мировоззрения на всю жизнь. В школьном возрасте ребенок должен знать все нюансы общения и быть подготовленным к трудным коллективам.

Воспитание на разных этапах жизни ребенка

На возникновение проблем зачастую влияет окружающая среда. Ребенок ежедневно получает огромное количество информации, некоторые факты вызывают много вопросов и неподдельный интерес. Однако, чрезмерные нагрузки могут плохо сказываться на его психике.

В каждом возрасте возникают свои проблемы.

  • В дошкольном возрасте формируется характер. Поэтому ребенок зачастую следует своим инстинктам, хочет быть свободным и понятым. Он не может понять запретов, отсюда возникают семейные конфликты. Избежать их можно лишь с помощью адекватного поведения в обществе малыша.
  • Одним из самых трудных считается младший школьный возраст. Дети знакомятся, чувствуют свободу от родительского надзора.
  • В подростковом возрасте все взгляды сформированы, ребенок требует еще больше свободы: от нелюбимых уроков, от родительского и учительского контроля, требует понимания в своих первых любовных увлечениях. Он нуждается в доверительных отношениях с родителями.
  • Перейдя подростковый порог, уже редко какой ребенок полностью слушает мнение своих родителей. Он пробует на себе все запреты. Чтобы он не допускал роковых ошибок, родители должны идти на компромисс, прислушиваться к мнению ребенка.

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Советские дети всё время падали, сдирали коленки, локти, при этом продолжали весело играть

Не бояться боли

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Знакомая медсестра, работавшая в детском летнем лагере, рассказывала, что дети ежедневно к ней шли толпами. С широко раскрытыми глазами они показывали на ту же царапину, комариный укус и пр., просили обработать «рану» зелёнкой и прочими препаратами.