Развитие ребенка до года протекает индивидуально, но согласно общим закономерностям. Стандартные показатели нормы становления навыков по месяцам помогают выявить возможные отклонения и своевременно предотвратить запоздания в развитии.
Первый скачок роста — новые ощущения
5-я неделя
Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»
Что теперь умеет малыш:
-
улыбается;
-
рассматривает предметы в его поле зрения;
-
внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;
-
реагирует на прикосновения.
Особенности поведения
- Календарь развития ребенка по месяцам
- Развитие ребенка от 1 до 12 месяцев …
- МБОУ Центр психолого-педагогической …
- Сон ребенка в 6 месяцев – сколько спит …
Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.
Что делать родителям?
Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.
Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.
Двигательная активность и моторика
Вместе с развитием скелета и мускулатуры малыша, увеличивается и его двигательная активность. Значительно растёт количество спонтанных движений руками и ногами. Малыш ещё находится в процессе овладения контролем за своими конечностями, но уже наблюдается значительный прогресс — исчезают характерные для новорождённых рефлексы, например, отталкивание ногами поднесённой к ним ладони. В плане физической активности и контроля за телом ребёнок в 2 месяца должен делать и уметь следующие вещи:
- Приподнимать голову и поддерживать её в таком положении непродолжительное время. Нормой считается 5 секунд, но некоторые младенцы могут выдерживать до 40 и больше. В вертикальном положении или на животе время увеличивается до минуты или нескольких Кроме того, когда ребёнок лежит на боку, его голова уже не запрокинута назад.
- Поворачиваться с боков на спину. На недолгое время приподниматься, лёжа на животе. Поворачивать голову в разные стороны.
- Уметь полностью выпрямлять конечности и отводить их от туловища. Мышцы в этом возрасте уже достаточно развиты, чтобы младенец, например, пытался схватить или оттолкнуть игрушки.
- Активно орудовать руками, пытаться всё ощупать. В младенческом возрасте тактильные ощущения особенно важны, поэтому младенец будет хотеть потрогать всё, до чего сможет достать. Считается, что двухмесячный младенец хватает вещи и пытается поднести их ко рту уже не рефлекторно, а осознанно. Кроме того, он может удерживать в руках нетяжёлые предметы около 10 секунд.
- Проявлять интерес к своим конечностям и ладоням. Ребёнок со временем понимает, что он контролирует движения своего тела и пытается всячески развивать этот навык — хватается одной рукой за другую, сжимает и разжимает пальцы, совершает напоминающие плаванье движения конечностями и так далее.
- Иметь хороший контроль над движениями и координацию. Гипертонус, характерный для новорождённых, к двум месяцам проходит и большинство движений малыша становятся осознанными. Он поворачивает голову на звуки, тянет руки к игрушке, теребит одежду, трясёт погремушку и совершает прочие действия с определённой целью, а не просто спонтанно или рефлекторно шевелится.
«Чтобы моторика младенца продолжала развиваться, а мышцы росли здоровыми и крепкими, уже с двухмесячного возраста можно начинать проводить с ним самые простые развивающие занятия. Грудничковое плаванье, детская гимнастика или простые игры с подвесными игрушками помогут поддерживать гармоничное и правильное развитие грудничка.»
Ключевые моменты развития ребенка до года
Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально и зависит от протекания беременности, срока рождения, черт характера, комплекции и даже наследственности. Однако формирование основных навыков у детей осуществляется по общей закономерности.
Ключевые моменты развития ребенка представлены в таблице:

Месяц | Навыки |
1 | 1. Удерживает голову в положении лежа на животе несколько секунд. 2. Следит взглядом за движением предмета. |
2 | 1. Удерживает взгляд на интересном неподвижном предмете. 2. Начинает гулить. |
3 | 1. Осваивает поворота на бок. 2. Первый смех. 3. Держит голову. 4. Пробует перенести опору на предплечья в положении лежа на животе, отрывает плечи от поверхности. |
4 | 1. Следит за своими руками. 2. Пробует освоить переворот со спины на живот. |
5 | 1. Переворачивается со спины на живот. 2. Осваивает ползание по-пластунски. |
6 | 1. Становится на четвереньки и раскачивается. 2. Проявляет пищевой интерес. |
7-8 | 1. Осваивает ползание на четвереньках. 2. Садится из положения на четвереньках. 3. Сидит без опоры. 4. Пробует пищу кусочками. |
9-10 | 1. Встает у опоры. 2. Ходит приставным шагом у опоры. 3. Начинает ходить прямо с поддержкой за 2 руки. |
11 | 1. Может самостоятельно стоять. 2. Садится из положения стоя. 3. Делает первые 2-3 шага. |
12 | 1. Ходит, держа взрослого за 1 руку. 2. Начинает ходить самостоятельно. |
Третий месяц
Трехмесячный малыш активен, жизнерадостен и нуждается в постоянном общении. Рефлексы постепенно угасают, за исключением сосательного и двигательного, которые нужны для развития. Более осознанной становится деятельность детей.
Анатомо-физиологическое развитие
Малыш продолжает расти, у него увеличивается объём грудной клетки и окружности головы, формируются потовые железы, поэтому водные процедуры в это время должны быть регулярными. Слюнные железы ребенка ещё не развиты полностью, поэтому, не надо, слишком часто, протирать ему ротик, так как сухие слизистые оболочки подвержены травмам.
оли в животике ещё причиняют детям страдания, в этой ситуации помогает тёплая пелёнка и массаж лёгкими круговыми движениями. Улучшается управление пальчиками.
Моторика и психическое состояние
Благодаря развитию зрительной функции, младенцы могут некоторое время следить за движущимся предметом, различают основные цвета, более отчётливо могут рассматривать игрушки и лица. Благодаря совершенствованию координации, дети способны хватать предметы, держать их, тянуть на себя.
Постепенно в гулении прослеживается появление отдельных букв. Трёхмесячные дети эмоционально реагируют на приближение к ним знакомых людей и родственников, сучат ножками и ручками, улыбаются.
- Скачки роста у детей — статья …
- 4 детских кризиса, о которых важно …
- Энциклопедия для родителей
- МБДОУ № 10 п.г.т. Мурмаши | Для родителей
Подробнее о развитии ребенка в 3 месяца
Режим дня ребенка в 3 месяца
Основные моменты в развитии
Для третьего месяца характерны следующие изменения: совершенствование речи; быстрая реакция на различные звуки и свет; умение перевернуться со спины на правый и левый бок; изучение собственных ножек; расправление кулачков.
Некоторые младенцы уже умеют смеяться, держать головку, иногда наблюдается раннее появление молочных зубов.
Развитие ребенка в 3 месяца связано с ростом умственных способностей, вследствие этого они всё активнее познают мир вокруг себя.
Как развивать новорожденного до месяца?
Новорожденному рекомендованы следующие развивающие процедуры (они направлены не на обучение, а на развитие основных рефлексов):
- Подольше носят ребенка – на руках или в сленге. Благодаря этому новорожденный начнет быстрее держать голову.
- Кормят грудью и чаще прокладывают к груди. Это позволит сформировать базовое ощущение доверия к миру.
- Рекомендовано почаще спать вместе с детьми. Это дополнительные тактильные ощущения, которые так необходимы новорожденному.
- Общаются с новорожденным (просто разговаривают, читают стихи, поют песенки), что позволит развивать его речевые навыки с самого рождения.
Возможные проблемы
Наиболее частые проблемы месячного ребенка можно подразделить на такие категории:
- неврологические заболевания – проявляются повышенным или сниженным мышечным тонусом, запрокидыванием головы назад при поднятии за ручки, отсутствием врожденных рефлексов;
- отставание в росте или весе – причиной может стать как неправильный режим питания, так и болезни малыша;
- отсутствие реакции на свет, звук – врожденные патологии органов зрения или слуха.
- Психологические особенности развития …
- 4 детских кризиса, о которых важно …
- Календарь скачков роста ребенка
- Наши специалисты
Лечением должен заниматься врач. При неврологических нарушениях ребенка нужно показать невропатологу. Если есть проблемы с набором веса, то может потребоваться консультация гастроэнтеролога, обязателен осмотр педиатра. При проблемах с органами чувств новорожденного нужно показать ЛОРу и офтальмологу.
Мама должна тщательно следить за развитием младенца в 1 месяц и обращаться к врачам в случае отклонений.
Пятый месяц
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
- переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
- играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
- «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Вес, кг |