10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

Развитие ребенка до года протекает индивидуально, но согласно общим закономерностям. Стандартные показатели нормы становления навыков по месяцам помогают выявить возможные отклонения и своевременно предотвратить запоздания в развитии.

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Двигательная активность и моторика

Вместе с развитием скелета и мускулатуры малыша, увеличивается и его двигательная активность. Значительно растёт количество спонтанных движений руками и ногами. Малыш ещё находится в процессе овладения контролем за своими конечностями, но уже наблюдается значительный прогресс — исчезают характерные для новорождённых рефлексы, например, отталкивание ногами поднесённой к ним ладони. В плане физической активности и контроля за телом ребёнок в 2 месяца должен делать и уметь следующие вещи:

  • Приподнимать голову и поддерживать её в таком положении непродолжительное время. Нормой считается 5 секунд, но некоторые младенцы могут выдерживать до 40 и больше. В вертикальном положении или на животе время увеличивается до минуты или нескольких Кроме того, когда ребёнок лежит на боку, его голова уже не запрокинута назад.
  • Поворачиваться с боков на спину. На недолгое время приподниматься, лёжа на животе. Поворачивать голову в разные стороны.
  • Уметь полностью выпрямлять конечности и отводить их от туловища. Мышцы в этом возрасте уже достаточно развиты, чтобы младенец, например, пытался схватить или оттолкнуть игрушки.
  • Активно орудовать руками, пытаться всё ощупать. В младенческом возрасте тактильные ощущения особенно важны, поэтому младенец будет хотеть потрогать всё, до чего сможет достать. Считается, что двухмесячный младенец хватает вещи и пытается поднести их ко рту уже не рефлекторно, а осознанно. Кроме того, он может удерживать в руках нетяжёлые предметы около 10 секунд.
  • Проявлять интерес к своим конечностям и ладоням. Ребёнок со временем понимает, что он контролирует движения своего тела и пытается всячески развивать этот навык — хватается одной рукой за другую, сжимает и разжимает пальцы, совершает напоминающие плаванье движения конечностями и так далее.
  • Иметь хороший контроль над движениями и координацию. Гипертонус, характерный для новорождённых, к двум месяцам проходит и большинство движений малыша становятся осознанными. Он поворачивает голову на звуки, тянет руки к игрушке, теребит одежду, трясёт погремушку и совершает прочие действия с определённой целью, а не просто спонтанно или рефлекторно шевелится.

«Чтобы моторика младенца продолжала развиваться, а мышцы росли здоровыми и крепкими, уже с двухмесячного возраста можно начинать проводить с ним самые простые развивающие занятия. Грудничковое плаванье, детская гимнастика или простые игры с подвесными игрушками помогут поддерживать гармоничное и правильное развитие грудничка.»

Ключевые моменты развития ребенка до года

Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально и зависит от протекания беременности, срока рождения, черт характера, комплекции и даже наследственности. Однако формирование основных навыков у детей осуществляется по общей закономерности.

Ключевые моменты развития ребенка представлены в таблице:

Ключевые моменты развития ребенка до года
Месяц Навыки
1 1.   Удерживает голову в положении лежа на животе несколько секунд.

2.   Следит взглядом за движением предмета.

2 1.   Удерживает взгляд на интересном неподвижном предмете.

2.   Начинает гулить.

3 1.   Осваивает поворота на бок.

2.   Первый смех.

3.   Держит голову.

4.   Пробует перенести опору на предплечья в положении лежа на животе, отрывает плечи от поверхности.

4 1.   Следит за своими руками.

2.   Пробует освоить переворот со спины на живот.

5 1.   Переворачивается со спины на живот.

2.   Осваивает ползание по-пластунски.

6 1.   Становится на четвереньки и раскачивается.

2.   Проявляет пищевой интерес.

7-8 1.   Осваивает ползание на четвереньках.

2.   Садится из положения на четвереньках.

3.   Сидит без опоры.

4.   Пробует пищу кусочками.

9-10 1.   Встает у опоры.

2.   Ходит приставным шагом у опоры.

3.   Начинает ходить прямо с поддержкой за 2 руки.

11 1.   Может самостоятельно стоять.

2.   Садится из положения стоя.

3.   Делает первые 2-3 шага.

12 1.   Ходит, держа взрослого за 1 руку.

2.   Начинает ходить самостоятельно.

Третий месяц

Трехмесячный малыш активен, жизнерадостен и нуждается в постоянном общении. Рефлексы постепенно угасают, за исключением сосательного и двигательного, которые нужны для развития. Более осознанной становится деятельность детей.

Анатомо-физиологическое развитие

Малыш продолжает расти, у него увеличивается объём грудной клетки и окружности головы, формируются потовые железы, поэтому водные процедуры в это время должны быть регулярными. Слюнные железы ребенка ещё не развиты полностью, поэтому, не надо, слишком часто, протирать ему ротик, так как сухие слизистые оболочки подвержены травмам.

оли в животике ещё причиняют детям страдания, в этой ситуации помогает тёплая пелёнка и массаж лёгкими круговыми движениями. Улучшается управление пальчиками.

Моторика и психическое состояние

Благодаря развитию зрительной функции, младенцы могут некоторое время следить за движущимся предметом, различают основные цвета, более отчётливо могут рассматривать игрушки и лица. Благодаря совершенствованию координации, дети способны хватать предметы, держать их, тянуть на себя.

Постепенно в гулении прослеживается появление отдельных букв. Трёхмесячные дети эмоционально реагируют на приближение к ним знакомых людей и родственников, сучат ножками и ручками, улыбаются.

Подробнее о развитии ребенка в 3 месяца

Режим дня ребенка в 3 месяца

Основные моменты в развитии

Для третьего месяца характерны следующие изменения: совершенствование речи; быстрая реакция на различные звуки и свет; умение перевернуться со спины на правый и левый бок; изучение собственных ножек; расправление кулачков.

Некоторые младенцы уже умеют смеяться, держать головку, иногда наблюдается раннее появление молочных зубов.

Развитие ребенка в 3 месяца связано с ростом умственных способностей, вследствие этого они всё активнее познают мир вокруг себя.

Как развивать новорожденного до месяца?

Новорожденному рекомендованы следующие развивающие процедуры (они направлены не на обучение, а на развитие основных рефлексов):

  1. Подольше носят ребенка – на руках или в сленге. Благодаря этому новорожденный начнет быстрее держать голову.
  2. Кормят грудью и чаще прокладывают к груди. Это позволит сформировать базовое ощущение доверия к миру.
  3. Рекомендовано почаще спать вместе с детьми. Это дополнительные тактильные ощущения, которые так необходимы новорожденному.
  4. Общаются с новорожденным (просто разговаривают, читают стихи, поют песенки), что позволит развивать его речевые навыки с самого рождения.

Возможные проблемы

Наиболее частые проблемы месячного ребенка можно подразделить на такие категории:

  • неврологические заболевания – проявляются повышенным или сниженным мышечным тонусом, запрокидыванием головы назад при поднятии за ручки, отсутствием врожденных рефлексов;
  • отставание в росте или весе – причиной может стать как неправильный режим питания, так и болезни малыша;
  • отсутствие реакции на свет, звук – врожденные патологии органов зрения или слуха.

Лечением должен заниматься врач. При неврологических нарушениях ребенка нужно показать невропатологу. Если есть проблемы с набором веса, то может потребоваться консультация гастроэнтеролога, обязателен осмотр педиатра. При проблемах с органами чувств новорожденного нужно показать ЛОРу и офтальмологу.

Мама должна тщательно следить за развитием младенца в 1 месяц и обращаться к врачам в случае отклонений.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Вес, кг